Каждому из нас знакома ситуация, когда ребёнок игнорирует ваши слова. Вы говорите одно и то же, пытаетесь объяснить, дать совет, а в ответ — тишина или полное непонимание.
Знакомо? Ещё обиднее становится, когда совершенно посторонний человек, учитель или друг, говорит вашему ребёнку ровно то же самое — и вдруг ребёнок его слушает и даже следует его советам. Почему так происходит? Почему наши собственные дети порой не слышат нас?
Расскажу вам историю из жизни...
— Я не понимаю, Олег, что с ним не так, — Ирина нервно поправляла волосы, разговаривая по телефону с психологом и глядя в окно. — Я говорю, говорю, а он словно не слышит... Запишите меня пожалуйста, завтра я к вам обязательно приеду.
Александр, ее муж, молча сидел на диване с кружкой кофе. Он понимал, как это всё изматывает жену, и в глубине души его самого раздражала эта бесконечная борьба с собственным сыном.
Ирина закончила разговор и решила пожаловаться мужу.
— Вчера опять была сцена, — , поднимая голос. — Я сказала ему: "Не делай этого!" А он... словно специально пошел и сделал! Как будто хочет мне доказать что-то! — в её голосе слышалась обида.
— Может, он просто не слышит тебя? — наконец, тихо произнёс Александр.
— Не слышит? — переспросила Ирина, удивленно обернувшись. — Ты смеёшься? Я уже все способы перепробовала. Я ему объясняю и так, и этак, а он просто не реагирует!
Александр пожал плечами, пытаясь вспомнить, когда в последний раз их сын, Паша, действительно слушал их. Этот подростковый бунт, казалось, не имел конца. Он перестал интересоваться их мнением, как будто выключил какой-то внутренний переключатель.
— А может, дело не в том, что он не хочет слушать, а в том, что мы с ним говорим на разных языках? — неожиданно задумчиво произнес Александр, уставившись в окно. — Вчера я читал одну статью… там говорилось о том, что дети часто воспринимают советы от чужих людей лучше, чем от родителей.
Ирина опустилась на стул напротив мужа, нахмурив брови:
— Как это?
— Ну вот, подумай, — начал Александр, глядя на жену. — Ты ведь замечала, как Паша вдруг начинает прислушиваться к словам кого-то другого? Например, его тренера по футболу. Он сказал ему не лениться, и вдруг Паша начал бегать по утрам. Хотя ты ему это говоришь уже годами.
Ирина на секунду задумалась, медленно крутя чашку в руках. В голове закрутились воспоминания. Да, точно. С тренером Паша действительно стал работать лучше. Но почему?
— Может быть, мы просто даём ему советы, когда не нужно? Или он уже не воспринимает нас как авторитетов? — осторожно спросила она.
— Думаю, дело не в авторитете, — ответил Александр, вставая и начиная медленно ходить по комнате. — Возможно, Паша уже привык к нашему тону, к нашей манере давать указания. Мы говорим с ним как с маленьким, а он вырос. Ему нужны другие подходы.
Ирина кивнула. Это объясняло многое. Они говорили с Пашей так, как привыкли, словно он всё ещё маленький мальчик. Постоянные напоминания, упрёки — это стало их привычкой. А он, взрослея, начал искать ответы у тех, кто с ним говорит на равных.
— И что же нам теперь делать? — вздохнула Ирина.
***
На следующий день Ирина пошла к психологу Олегу Варавва. Он выслушал её и предложил попробовать новый подход: перестать давать постоянные наставления и начать показывать пример.
"Дети, как губки, впитывают то, что видят вокруг, — объяснил он. — Если хочешь научить чему-то, начни делать это вместе с ним. Важно не говорить, а показывать на практике."
В следующие выходные они провели день на природе. Александр и Ирина пригласили несколько друзей с детьми. На прогулке взрослые не стали читать лекции о том, что нужно делать, чтобы быть ответственным или успешным. Они просто показали пример. Вместе с детьми разводили костёр, собирали мусор после пикника, рассказывали истории, как сами в детстве учились справляться с трудностями. И Паша это видел.
Через несколько дней он вдруг сам предложил помочь на кухне, а потом удивил родителей ещё больше: стал делиться своими мыслями о будущем. Он начал задавать вопросы — настоящие, интересующие его вопросы.
Почему дети не слушают своих родителей?
Конечно, детям важно слышать мнение не только родителей, но и других взрослых. Как говорится, "нет пророка в своём отечестве". Дети могут не воспринимать слова своих родителей не потому, что не уважают их или игнорируют сознательно, а потому что мы порой говорим с ними "на разных языках". Родители могут подходить к воспитанию с позицией авторитета, а дети, особенно в подростковом возрасте, интуитивно блокируют это давление.
Мы используем уникальные практики для воспитания, включая походы, в которых дети получают неоценимый жизненный опыт. В таких условиях они не просто слушают нас, они повторяют за нами действия. Вместе с детьми мы решаем задачи, преодолеваем трудности, показывая, как именно нужно действовать в реальных ситуациях. Дети учатся не через слова, а через пример —
Мы делаем, а они повторяют
Со временем они начинают действовать самостоятельно, выходя на новый уровень понимания. В наше время у детей крайне мало возможностей увидеть реальный жизненный опыт взрослых и принять участие в этом.
Они, как маленькие зеркала, копируют поведение тех, кого видят рядом. Этот феномен давно доказан:
Дети повторяют за взрослыми, независимо от того, что слышат.
Например, когда родители говорят: «Не кури», но сами продолжают курить, дети не следуют словам, они следуют примеру. Это вызывает у родителей раздражение, но на самом деле, дети всего лишь отражают их поведение.
Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребёнка, не ограничивайтесь словами. Делайте это вместе с ним. Подавайте пример, систематически участвуйте в процессе, и ребёнок не просто усвоит ваши уроки, а сделает их частью своего опыта.
Бывали ли у вас ситуации, когда другой человек сказал вашему ребенку тоже самое , что и вы ,но ребенок тут же его понял, а ваши слова будто не замечал? Напишите своё мнение в комментариях!
Исследования показывают, что дети часто больше доверяют советам тех людей, которых они видят не в роли авторитетных наставников, а как "нейтральных" взрослых. Учителя, тренеры, или даже просто друзья семьи могут оказаться более влиятельными в глазах ребёнка. И это не потому, что родители делают что-то не так, а потому что эти люди представляют собой свежий голос, который дети готовы слушать без эмоциональных барьеров.
Упражнение для родителей
Попробуйте на практике следующее упражнение: в течение недели постарайтесь не давать прямых указаний своему ребёнку. Вместо этого, рассказывайте о собственном опыте или об опыте других людей. Делайте это в форме рассказов о своих удачах и ошибках. Поделитесь, как вы сами решали схожие проблемы, но без давления. Дети лучше усваивают информацию через истории и примеры, чем через прямые указания.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение и получить больше полезных советов по воспитанию.
**P.S.** Воспитание — это процесс, где мы учим наших детей, но и они учат нас быть терпеливыми и гибкими.