И речь пойдёт не о предметах, а о методах. И даже не о методах обучения, скорее о методах просвещения, влияния. Сейчас много говорят, что надо вводить в школе уроки патриотизма, обучения военному делу или религиозному воспитанию, уроки домоводства или выживания в экстренных случаях, или вопросы полового воспитания и семейных отношений. Несомненно, все эти стороны жизни важны, не перегрузить бы обучающихся. Вопрос о приоритетах, если хотите, как в клятве Гиппократа ставится на первое место служение себе, больным, науке или коллегам и учителям, как минские соглашения надо исполнять по порядку 1,2,3,4,... или 1,10,11,12,2,3..., как лошадь принято ставить перед телегой, а вот в каком порядке впрягать в телегу лебедя, рака и щуку и т.д. И вопрос о целях, потому как, если готовить специалистов - роботов, выбирающих из 4 предложенных вариантов ПРАВИЛЬНЫЙ, то всё прекрасно налажено, а если готовить людей думающих, то надо что-то менять, как в анекдоте про сантехника в райкоме партии. Если ставить задачу обучить учеников служить другим людям - это один коленкор, а если цель обучения - окучить людишек-фраеров, то... И речь не о предметах как таковых, речь о принципах обучения. Например, о математике. Я и сам против, чтобы в школе обучали понятиям тензоров, кватернионов, интегральному исчислению и функциональным рядам, но вот упоминать об этих вопросах нужно не только потому, что это абстрактные понятия, а связанные со строением материи, что кроме основного тригонометрического тождества есть и основное гиперболическое тождество, которое даже важнее тригонометрического, что бином Ньютона - КОНЕЧНЫЙ функциональный ряд, а вот при переходе с категории конечного на категорию бесконечного возникают нюансы, что комплексные числа не имеют материального воплощения, но могут быть использованы для изучения свойств энергии, то есть, по Эйнштейну, материи-энергии, а также , возможно, могут послужить для характеристики НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ объектов. А многие ли школы могут похвастаться, что учителя математики не только преподают - передают ученикам, но и упоминают об этих математических категориях. Или физика. В школе упоминается, что всё относительно, но вот относительно чего - умалчивается, что есть абсолютные и относительные величины, но вот что гравитация- относительная величина, не знают даже некоторые доктора физико-математических наук, , что есть такое броуновское движение, но вот чем оно вызвано, что звёзды излучают свет, но почему фотоны не падают обратно на небесное светило и т.д. И это представление, как в анекдоте, "и эта швабра будет нам физику толкать", оно приводит, и уже привело, к тому, что всё закостенело, что всё и изучено и непонятно одновременно. И если потом, после окончания школы, человек вдруг узнает, что "всё не так", что от него скрыли (вопрос по незнанию или преднамеренно) какие-то факты, это может привести к большим потрясениям, хотя "обмануть меня несложно, я сам обманываться рад" и "изложение истории - вопрос интерпретации, и историю пишут победители". Вопрос не в том, чтобы в школе преподавать высшую математику, философию или искусство управления толпой как стадом баранов (пардон, искусство применения нейролингвистических методов в психологии таких, как запугивание, внушение, угрозы, поощрения, в меньшей степени шантаж и подкуп), не в том, чтобы проповедовать оппортунизм или следование неизменным курсом, скорее в том, что в процессе обучения нужно упоминать не только основную "линию партии", но и некоторые отклонения. А то, потом возникают всякие теории и мнения "авторитетов", которых научили, вложили в головы мысли об однозначности происходящих событий и направлении развития. Потому как принятие за основу одной единственной трактовки может быть весьма спорным. Например. "Нам не нужна атомная бомба, поскольку дорого и изготовление и содержание, а мои две танковые дивизии сделают примерно тоже самое, что и одна бомба, и никакой радиоактивности". Или "К крушению MH-17 имеет отношение В.В.Путин". Или "Чёрные дыры" в центре галактики меняют структуру пространства". Или "На Украине работает "чёрная дыра" по всасыванию и растворению (измельчению) финансов". Или "Как Зеленский может быть нацистом, если он еврей". Все эти утверждения содержат и частичку правды, и большую долю обмана-заблуждения-лукавства-зашоренности сознания-следования логике "как научили". Поскольку и танковые дивизии требуют создания-содержания, и в "чёрных дырах" материя измельчается, но не пропадает, и существует сионизм, и нацизм - это не только немцы против евреев, и не В.В.Путин проталкивает идею, что, если убить Короля ночи, то армия зомби рассыплется в прах. Я даже не буду останавливаться на персоналиях цитат, пусть и не совсем точных, ибо я тоже имею своё мнение и у меня есть право на трактовку событий, дело не в этом. Вопрос, на который у меня нет ответа, состоит в том, а надо ли детям в школе объяснять, что мир сложен и не всё так однозначно, даже с точки зрения математики-физики-управления-философии. Породит ли эта теория недоверие к учителям-наставникам вплоть до "Вы меня не тому учили!" типа "Я не просил меня рожать!" или полное отрицалово существующей системы простого (линейного) противодействия типа "чума на оба ваши дома" или коварство недоверия к собственным сторонникам типа пресловутых чисток рядов партии, охоты на ведьм и прочее. Я не призываю изучать в школе Конфуция и Фрейда, матрицы и тензоры, но хотя бы упоминать об этих теориях, чтобы не бороться потом с радикализмом, оппортунизмом, терроризмом, нацизмом и прочими -измами, вплоть до маразма.