Найти в Дзене
StepAn

Юлиан Семенов "Отчаяние"

В мире литературы есть произведения, которые становятся не просто книгами, а частью культурного кода целой эпохи. Таким стал цикл Юлиана Семенова о Максиме Исаеве, более известном как Штирлиц. Однако последняя книга цикла, «Отчаяние», — это не просто финал истории, а глубокое погружение в трагедию человека, который оказался заложником системы, времени и собственных принципов.

В биографической книге о своём отце Ольга Семёнова рассказывает:

- Прав был старенький Сименон, предупреждавший, что расставание со Штирлицем будет болезненным. Никогда отцу не было так трудно писать, как в тот раз, когда он начал о нём последнюю вещь, называвшуюся „Отчаяние“. Тяжело было не только из-за приближавшегося расставания, но и из-за сюжета. …К чести отца он написал то, что написать было должно и нужно, но как же больно ему было ту безжалостную правду писать.
Юлиан Семенович Семенов - русский советский писатель, сценарист, педагог и журналист.
Юлиан Семенович Семенов - русский советский писатель, сценарист, педагог и журналист.

Эти слова — ключ к пониманию не только самого романа, но и личности самого Юлиана Семенова. Писатель, который создал одного из самых узнаваемых персонажей советской литературы, в финале своего цикла сталкивается с необходимостью разрушить миф, который сам же и создал.

Сегодня разбираем цитаты из книги Юлиана Семенова «Отчаяние», повествующей о уже знакомом нам персонаже Максиме Максимовиче Исаеве (Всеволоде Владимировиче Владимирове) – Штирлице.

Отчаяние» — это не просто продолжение истории Штирлица. Это реквием по идеалам, которые оказались раздавлены машиной государства. Вернувшись на Родину после долгих лет службы в тылу врага, Штирлиц сталкивается с системой, где сила заменяет мораль, а идеалы революции превращаются в инструмент репрессий.

- Когда властвует сила, места для морали не остается… - цитата Николая Никандровича Никандрова, русского и советского писателя, революционера-подпольщика.

Эти слова становятся лейтмотивом романа. Штирлиц, всегда действовавший с холодной головой и горячим сердцем, оказывается в ситуации, где его принципы сталкиваются с жестокостью послевоенной реальности.

Особое место в романе занимает история любви Штирлица и его жены Александры Гаврилиной (Сашеньки). Их отношения — это не просто линия сюжета, а метафора человеческой надежды и отчаяния.

- Потому что у тебя два имени… Одно – Сашенька, а второе – Любовь… В Латинской Америке к женщине обращаются Любовь – Амор…» - говорит Исаев своей жене.

Сашенька, уставшая от суровости жизни, пишет письма, в которых её сердце рассуждает о любви, смерти и надежде:

«Я счастлива, что мне выпало быть с Вами. Ведь порою даже одна встреча остается в тебе на всю жизнь, и ты близко видишь каждую её подробность, явственно слышишь слова, четко, словно это было вчера, помнишь свои ощущения. А с другими людьми встречаешься ежедневно, говоришь, смеешься, печалишься, веришь, сомневаешься, но все это проходит сквозь тебя, мимо, мимо, мимо…»
Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"
- Кто-то сказал: «Надо уметь строить отношения…» Это проецировалось на мужчину и на женщину. Строить можно сарай, но не отношений. Либо они есть, либо их нет… Все кругом уверяют, что рано или поздно любовь становится бытом… Наверное, самое страшное –это разрешить себе привыкнуть к счастью, которое есть любовь.
Неужели кратковременность счастья есть гарантия его постоянности? Но ведь это несправедливо! И я возражаю себе: не нам судить о справедливости, это понятие в людях субъективно и мало.

Эти строки — не просто лирическое отступление. Они подчеркивают трагедию человека, который вынужден жить в мире, где даже любовь становится жертвой обстоятельств.

Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"
-«Я жду, исполненный укоров: но не веселую жену для задушевных разговоров о том, что было в старину. И не любовницу: мне скучен прерывный шепот, томный взгляд, и к упоеньям я приучен, и к мукам горше во сто крат. Я жду товарища, от Бога в веках дарованного мне за то, что я томился долго по вышине и тишине. И как преступен, он, суровый, коль вечность променял на час, принявший дерзко за оковы мечты, связующие нас…» Как прекрасно это, как избыточно: «Принявший за оковы мечты». Не в этом ли разгадка всех споров о том, что такое любовь? Не оковы. Мечты.

Строки, которые упоминает Александра, принадлежат русскому поэту Серебряного века Николаю Степановичу Гумилёву, стихотворение «Тот, другой». Поэт был расстрелян в ночь на 26 августа 1921 года по обвинению в участии в антисоветском заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева».

Примечательно, что в послереволюционном Петрограде Гумилев Н.С. был своего рода символом сопротивления русской поэзии и культуры.

«Я традиционалист, империалист, панславист. Моя сущность истинно русская, сформированная православным христианством… Я люблю всё русское, даже то, с чем должен бороться, что представляете собой вы…» - его слова, сказанные в 1917 году будущему активисту Комитерна Виктору Сержу.

Где-то на краю Ржевского полигона под Петербургом, рядом с вырытой для них могилой, выстроились в шеренгу перед чекистами мужчины, женщины, офицеры, артисты, профессора и поэты. Раздался голос старшего:

- Поэт Гумилев, выйти из строя.
Среднего роста человек в помятом черном костюме, с лицом интеллигента, на котором еще не зажили следы чекистских побоев, докурил папиросу и ответил:
-Здесь нет поэта Гумилева, здесь есть офицер Гумилев.
После недолгой паузы раздались выстрелы.
-А крепкий тип этот ваш Гумилев, редко кто так умирает, — услышал чью-то реплику руководивший расстрелом особо-уполномоченный секретно-оперативного управления ВЧК Яков Агранов.
Николай Степанович Гумилев. Фото из просторов интернета.
Николай Степанович Гумилев. Фото из просторов интернета.

Может быть, совершенно не случайно Сашенька вспоминает стихи Николая Степановича?

- Русский писатель должен постоянно напоминать миллионам, что они люди.. В него будут лететь камни, гнилые помидоры, дротики даже.. Такой литератор погибнет – осмеянным и опозоренным… Но такие должны быть! Их не может не быть… И покуда оплеванный и униженный писатель продолжает говорить, что Добро есть Добро, а черное не есть белое, люди могут остаться людьми, иначе их превратят в тупое стадо… - говорит Исаев в разговоре с Никандаровым.

Вернемся к письмам Александры Гаврилиной мужу:

- Бытие человеческое расписано, словно медицинские процедуры, особенно бытие женщины: сначала влюбленность, потом близость, затем пресыщение и переход в новое физиологическое качество – продолжение рода; ребенок, иная форма нежности, новая её сущность; разрыв между иллюзиями поры влюбленности и прозой пеленок и недосыпания, когда у продолжателя режутся зубы; постепенный перенос нежности на младенца; неосознанная ревность мужчины, робкий поиск нового идеала, внутренний разрыв с прошлым; сохраняемая связь – дань долгу. Эрго – любовь убита физиологией, вечной, как мир».
Сначала я с ужасом опровергла эту теорию, столь цинической и гадостной она показалась мне. Потом подумала, что у нас все было бы иначе. У нас не было бы оков, мы бы жили мечтою, правда? Нет. Не правда. Вы всегда жили своими «читателями»… Неужели и нас могла постичь участь всех тех, кто, по уверениям врачевателя, существует по раз и навсегда утвержденным законам физиологии?! Тогда спасение в разлуках! Они дают силу мечтать и просыпаться каждый день с новой надеждой на близкую и счастливую, хоть и недолгую, встречу…

Утверждения в чем-то беспринципные, жестокие, но находящие свое подтверждение в нашей жизни. Горестно соглашаться с распространенностью предрекаемого «бытия» женщины с неизбежным убийством любви. Все же может быть иначе, верно? Как и Сашенька, мы надеемся, что пророчество законов физиологии, угасание чувств и любви не коснуться нас.

Спасение в разлуках? Возможно. Они учат нас ценить встречи, озаряют наши сердца надеждой, верой, что в конце пути нас ждет счастье. Или истинное счастье в отсутствии оков, способности мечтать и жить мечтою? Что спасет нас и что может спасти мир?

Но ведь истинное популяризаторство есть превращение сложного в доступное всем! Это поднимает человечество на новую ступень знания, которое только и может спасти мир от ужаса… Не красота, нет… Федор Михайлович был не прав… Спасти мир красота не в состоянии, только Мысль и Знание – составные части Достоинства.

«Из её глаз еще горше покатились слезы, которые как-то странно молодили морщинистое лицо; безутешность свойственна детству или юности, люди средних лет и старики готовы к потерям, в них нет такого отчаяния, как в малыше или девушке; те еще слишком остро ощущают несправедливость, свою беззащитность и малость, страшное противостояние огромного мира; потом это проходит; утраты меняют людей» - пишет Юлиан Семенов о Сашеньке.

В другом эпизоде, получив радиограмму от сына, она все-таки сдержит слезы:

«Это дурно – позволять кому бы то ни было видеть в тебе то, что принадлежит только тебе, и никому больше»
Кадры взяты из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадры взяты из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Зачем я не умею плакать? – горестно подумал Исаев. – Как счастливы те, кто может дать волю слезам: от инфаркта чаще всего умирают улыбчивые люди

Смелый и решительный чекист-нелегал Штирлиц представляется в «Отчаянии» обессиленным от пыток человеком, чью душу постоянно терзают сомнения.

Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Исаев верен себе, своим убеждениям и принципам. Но что делать, если им противопоставлены жизни самых дорогих твоему сердцу людей?

- У чекиста должны быть чистые руки, холодная голова и горячее сердце.

Исаев оказывается втянут в кровавые политические игры действующей власти.

- Неудачники мстят талантам. Скряги - щедрым. Глупцы – умным. Уроды – красивым. Лентяи – тем, кто наделен инициативой, смелостью и сметкой. Однако мир устроен так, что порой умный становится злейшим врагом умного – ревность, соперничество; щедрый – щедрого; сметливый – сметливого (конкуренция, несовместимость характеров); талант вступает в борьбу с талантом – порой это следствие продуманной провокации, никто еще не отменил римское «разделяй и влавствуй» - союз талантов опасен властям предержащим; порой, впрочем, за этим стоят разность идейных позиций, комплексы, влияние жены (мужа, матери, брата); воистину именно благими намерениями устлана дорога в ад.
- Реферат был их самым любимым словом – турнир идей; пусть победит умнейший – не сильнейший, ум мощнее силы, ибо не преходящ, а постоянен…
- Страх не прощают, за унижение страхом мстят… И не просто, а кровью…
Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр взят из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Кульминацией романа становится внутренний кризис Штирлица. Юлиан Семенов пишет:

«Он все больше ощущал, что его, прежнего, нет уже; пуст; если что и осталось, то лишь одно – отчаяние. Оно было безмерным и величавым, как огромный океан в минуты полного штиля. Он запрещал себенарушать этот океан отчаяния вопросами и ответами, он знал, что не сможет ответить ни на один вопрос; он не чувствовал в себе сил, воли и гнева, хотя именно гнев сокрыт в подоплеке отчаяния – затаенный, холодный, лишенный логики и чувства, чреватый таким взрывом, который непредсказуем так же, как и неотвратим…»

Этот отрывок — не просто описание эмоций героя. Это философское размышление о природе отчаяния, которое становится единственным спутником человека, потерявшего веру в справедливость и смысл.

Почему «Отчаяние» актуально сегодня?

Роман Юлиана Семенова — это не просто исторический эпос. Это зеркало, в котором отражаются проблемы, актуальные и сегодня: конфликт личности и системы, цена принципов и трагедия тех, кто оказывается заложником обстоятельств.

«Отчаяние» — это книга, которая заставляет задуматься о том, что остаётся с человеком, когда рушатся все его идеалы. И, возможно, именно в этом её главная сила.

Если вы ещё не читали «Отчаяние», самое время открыть эту книгу и погрузиться в мир, где каждый герой ищет ответы на вопросы, которые остаются без ответа.