В эфире экономика по-русски Дмитрий Чернейко с Михаилом Хазиным обсудили актуальную тему:
М. Х.: Скажите, пожалуйста, рынок рабочей силы у нас, насколько в нем велика доля нелегалов, как граждан России, так и мигрантов, и можно ли с этим что-то реально сделать, разумно? Потому что про не разумно мы сейчас не будем говорить.
Д.Ч.: В отношении “разумно”, я вот уже попробовал сформулировать по поводу иностранцев схему. Если это не трудовые дела, пожалуйста, в качестве гостя здесь вот этот формат 90 дней за полгода, ты можешь приехать в Россию, если безвизовый режим, погостить и уехать, только обязательно зарегистрируйся.
На работу в Российскую Федерацию в миграционной карте пишешь “цель посещения — работа”. Ты должен въезжать только по приглашению работодателя.
Если теперь говорить о занятости граждан России и не граждан России, вопрос чрезвычайно сложный. По экспертной оценке могу сказать, что теневая занятость в нашей стране серьезно меньше, чем в развитых странах.
Я наблюдал теневую занятость везде. И в Швеции, и в Финляндии, и уж не говоря про такие великие страны, как Италия, этого добра везде хватает.
Мы здесь не выходим за пределы на самом деле 10%.
Я не буду говорить причины, потому что они где-то были налоговые. Вот сейчас, слава богу, принято решение о восстановлении пенсии работающим пенсионерам. Но когда это решение было принято, 5% пунктов составило сокращение доли работающих пенсионеров. И доля работающих инвалидов, потому что они тоже пенсионеры. Сейчас это снимается. Проблема с апреля месяца следующего года. Это уже закон Российской Федерации. То есть это немножко снимет проблему дефицита на самом деле.
Так вот, больше 10% не даром. Самозанятость. У нас в городе это началось позже, чем в России в целом года на два. У нас уже более 700 тысяч самозанятых и 300 тысяч примерно индивидуальных предпринимателей. Это реально динамика с нуля до этих величин.
В стране в целом, если мне память не изменяет, самозанятых больше 10 миллионов. И каждый день плюс 8 тысяч. Понятно, что там есть масса фейковых вещей. И есть регионы, не буду их называть, где нулевой доход показывает до двух самозанятых. Есть такое. Но в целом это вариант.
Это легализация. Причём, ну вот я сейчас нахожусь в городе Сочи на конференции, и обязательно общаюсь с таксистами. Что говорят таксисты? Ну, всё равно придётся даже не самозанятый, а ИП делать. Ну, вот 6% буду платить. Раньше не платил, но теперь буду. Ну, надо. То есть это же тоже должно сложиться, войти в какую-то привычку.
И, в общем, это, я считаю, положительная тенденция. То есть тенденция к легализации трудовых отношений, я скажу больше, Государство и через Закон о занятости, и через ряд институциональных решений будет сейчас достаточно жёстко разбираться с нелегальной занятостью. То есть будут официально объединены ресурсы и всех силовых структур, и службы занятости территорий. И думаю, что уже за ближайшие год-полтора сдвиги будут интересными и положительными.
То есть, говоря о нелегальном труде иностранцев, вообще говоря, вот это уже больше предмет ведения управления по вопросам миграции, который входит в систему Министерства внутренних дел.
В Петербурге ставим чуть ли не как приоритетную задачу посмотреть, насколько выплачивают НДФЛ и все остальные налоги иностранные граждане, которых у нас работает до 360 тысяч.
Это включая граждан Белоруссии, Киргизии, то есть это не только патентники, это самые разные граждане и из дальнего зарубежья. Вот это будет один из главных предметов наших усилий.