Найти тему
Новый человек

Тень и проекция по Юнгу: как перестать искать виноватых и начать работать над собой

Только отказавшись от своих проекций и осознав ошибки, которые мы ранее проецировали на других, мы можем надеяться когда-либо принять меры по исправлению положения.

Этот процесс ухода и интеграции — трудная задача, поскольку требуется мужество, чтобы посмотреть в лицо своим слабостям и тёмным качествам. Несмотря на сложность, эта задача имеет решающее значение в жизненной битве, поскольку неспособность противостоять своей тени оставляет этим элементам свободу для роста масштабов и влияния.

Как объясняет Юнг: «Когда человек отчаянно пытается быть хорошим, замечательным и совершенным, тем сильнее у тени развивается определённое желание быть чёрным, злым и разрушительным. Люди не могут этого видеть; они всегда стремятся быть чудесными, а затем обнаруживают, что происходят ужасные разрушительные вещи, которые они не могут понять, и они либо отрицают, что такие факты имеют к ним какое-либо отношение, либо, если они их признают, принимают за естественные недуги, либо пытаются преуменьшить их и переложить ответственность на кого-то другого. Факт в том, что если человек пытается превзойти свои возможности быть совершенным, тень спускается в ад и становится дьяволом».

Те, кто слишком сильно полагается на проекцию, защищающую их от собственной тени, и никогда не сомневается в том, что их представление о себе, возможно, слишком идеально, постоянно нуждаются в козлах отпущения или людях, на которых можно свалить все свои проблемы. Часто козлом отпущения выбирают друга или члена семьи, но проблема такого выбора в том, что он наносит непоправимый ущерб отношениям и во многих случаях приводит к их прекращению.

Факт в том, что если человек пытается превзойти свои возможности быть совершенным, тень спускается в ад и становится дьяволом
Факт в том, что если человек пытается превзойти свои возможности быть совершенным, тень спускается в ад и становится дьяволом

После того как человек избавляется от козла отпущения, обычно обнаруживается, что проблемы, тем не менее, сохраняются. Это побуждает некоторых заглянуть внутрь себя и встретиться лицом к лицу с теми элементами своей личности, которые они так долго пытались отрицать.

Но вместо того, чтобы участвовать в этом внутреннем размышлении, большинство людей просто ищут другого козла отпущения. В этом процессе часто обнаруживается, что наиболее эффективной формой козла отпущения является не какой-либо отдельный человек, а целые группы людей.

Эта тенденция поиска козла отпущения, возникающая на коллективном уровне, может иметь опасные последствия для общества. Те, кто не желает или неспособен встретиться лицом к лицу со своими тенями, являются лёгкой добычей коллективистских движений, у которых есть готовые козлы отпущения в виде политических оппонентов, представителей различных этнических групп или социально-экономических классов.

Поиск козла отпущения на уровне коллективов, или, другими словами, проецирование наших проблем на группы людей, которые отличаются от нас, оказывается привлекательным по нескольким причинам. Это позволяет нам избежать ущерба нашим личным отношениям, который возникает, когда мы используем кого-то из близких нам людей в качестве козла отпущения.

Более того, учитывая, что наше взаимодействие с членами группы козлов отпущения обычно ограничено, мы не рискуем осознать, что эти люди совсем не похожи на их искажённый образ, который мы храним в своей психике. Поиск козла отпущения на групповом уровне облегчается тем фактом, что те, кого называют козлами отпущения, состоят из людей со своими слабостями и изъянами, которые на самом деле могут вести себя так, что это даёт законные причины для негодования.

Или, как выразился Юнг: «Нельзя сказать, что эти другие совершенно ни в чём не виноваты, потому что даже самая худшая проекция, по крайней мере, подвешена на крючок, возможно, очень маленький, но всё же крючок, предложенный другим человеком».

Но, как признавал Юнг, в коллективистских движениях существует тенденция хвататься за этот маленький крючок, предлагаемый противниками, и вешать на него практически всё, что не так с самим собой и миром. Когда мы выставляем группу людей в таком негативном свете, видя в них первичный источник всего, что беспокоит общество, становится возможным оправдать преследование, насилие и, возможно, даже истребление данной группы.

Проекция на уровне коллективов становится ещё более опасной, поскольку те, кто находится у власти, могут отвлечь внимание от своей собственной деятельности и вреда
Проекция на уровне коллективов становится ещё более опасной, поскольку те, кто находится у власти, могут отвлечь внимание от своей собственной деятельности и вреда

Проекция на уровне коллективов становится ещё более опасной, поскольку те, кто находится у власти, могут отвлечь внимание от своей собственной деятельности и вреда, который они могут причинить, используя пропаганду, фальшивые флаги и другие методы манипулирования, чтобы возложить вину на готовых козлов отпущения.

Из-за ужасных последствий, которые могут возникнуть как на уровне личности, так и общества, когда мы не осознаём, что крайне важно стремиться распознавать свои теневые качества и интегрировать их в наше сознательное восприятие. Только тогда мы будем в состоянии адекватно оценить истинные источники зла в этом мире.

С другой стороны, если мы не сможем распознать субъективное происхождение наших проекций, пострадает не только наше собственное благополучие, но и мы внесём свой вклад в глобальном масштабе во множество ненужных конфликтов. Юнг зашёл так далеко, что предположил, что если психологическая проекция на коллективном уровне станет слишком распространённой, вероятным исходом станет война.

Ибо он считал, что величайшая опасность для человеческой цивилизации заключается не в оружии, которым мы располагаем, а в неспособности понять самих себя. Ибо именно это невежество и неспособность противостоять нашим собственным слабостям и деструктивности приводит к тому, что то, что должно быть внутренней борьбой, проявляется во внешнем мире.

«…современные люди… не знают, кто они на самом деле. Мы просто забыли, что такое человек на самом деле, поэтому у нас есть такие люди, как Ницше, Фрейд и Адлер, которые безжалостно говорят нам, кто мы такие. Мы должны обнаружить свою тень. В противном случае нас втянут в мировую войну, чтобы увидеть, какие мы звери».

Берегите себя

Всеволод Парфёнов