Найти в Дзене
Интересная фантастика

Альтернативно-историческая фантастика и фантастика про попаданцев. Понятия и соотношение

Здравствуйте, уважаемые читатели. Не так давно, в комментариях к обзору книг, объединенных тематикой альтернативно-исторической фантастики, один из юзеров написал, что вы, мол, путаете альтернативную историю и фантастику про попаданцев. Давайте разбираться. Само собой, с примерами из фантастической литературы.

Что лежит в основе практически любого фантастического произведения? Допущение чего-то необычного, невероятного и фантастического в сюжете. Не важно, что это: проявления магии или конструирование автором космических путешествий между звёздами. Фантастика всегда включает в себя элемент того, чего нет в обыденной жизни. Этим она отличается от мейнстримной литературы. Другое дело, что фантастику признанных мейнстримных авторов, часто выводят за границы жанра. К примеру, ту же пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», или его «Мастер и Маргарита». Просто наш любимый жанр, зачастую, считают обособленным и чисто развлекательным делом, что не совсем так.

Итак, фантастика ставит во главу угла необычное и неизведанное. И неважно, будет ли фантастическое допущение лишь способом донесения какой-то иной идеи автора, или занимать главенствующую роль в сюжете. Все это – фантастика: и гуманистические идеи Клиффорда Саймака, завернутые в фантастическую обертку, и, какие-нибудь, чисто развлекательные «Звёздные войны» про оккультные рыцарские ордена в антураже иной галактики иного времени. При этом, фантастическое допущение может касаться любой сферы. К примеру, ангелы и демоны устроили какие-то разборки в нашем мире и вот вам городское фэнтези по религиозно-мистическим мотивам. А может автор фантастики решил измыслить относительно недалёкое будущее, в котором большое развитие получили информационные технологии, робототехника и т.п., в тоже время произошла деградация социальной сферы, бал правят корпорации и разного рода мафии, а в бетонных джунглях мегаполисов вызревает бунтарь-одиночка, что перевернет мир. Вот вам киберпанк. И так можно долго продолжать. Тем и хороша фантастика, что она многогранна и охватывает все сферы мироздания, вымышленного и реального.

Ну и конечно, авторам фантастики интересно наше прошлое. Как и большинству из нас, еще с седых времен, когда пращуры рисовали в пещерах деяния своих предков. Ну а в исторические времена летописцы перекладывали прошлое на бумагу. Поскольку документальных сведений в наличии не имелось, приукрашивание и преувеличение преданий старины глубокой являлось нормой. Так было у Гомера, Вергилия и других античных авторов. Такими приемами пользовались и хронисты средних веков, будь то остготский хронист 6-го века Иордан ("О происхождении и деянии гетов"), или летописец 11 в. Нестор («Повесть временных лет»). Археологи и историки не подтверждают того, что, Троя соответствовала гомеровскому эпосу, да и летописец Нестор любил преувеличить, приукрашивая нравы и быт родных полян и наговаривая на древлян, радимичией и прочих вятичей с дреговичами. Можно сказать, что легендарные хронисты создавали иное прошлое, отличное от реальности. Вот и предпосылки альтернативно-исторической фантастики. Хотя, конечно, история – дама весьма пластичная и изменчивая, со всеми вытекающими результатами.

В данном обзоре, не ставлю своей целью описание истории зарождения и появления альтернативно-исторического жанра. Это задача для профильных ресурсов и серьезных литературоведческих материалов, в виде диссертаций, статей и т.п. Здесь же уместно привести пару примеров из предыстории «альтернативки» и сосредоточится на самой фантастике. Так, в масштабном, многотомном труде британского культуролога и историка Арнольда Тойнби «Постижение истории», издававшегося на протяжении нескольких десятилетий (1934 – 1961 гг.), делались прикидки на иной ход истории. Тойнби выделял ряд крупных цивилизаций – культур, определявших развитие человечества (греко-римская цивилизация, западная, дальневосточная (китайская), русская православная и др.). Каждой из этих цивилизаций присущи уникальные черты и особенности, определяющие их код. В «Постижении истории» автор, кроме характеристики выделенных им цивилизаций, делает некое допущение об их возможном развитии и потенциале при иных раскладах.

Если уж маститые ученые не гнушаются пофантазировать на темы хода течения истории иным путем, то для авторов приключенческой и фантастической литературы использование сюжетных ходов альтернативного прошлого и настоящего обязано быть излюбленным приемом.

Одним из самых первых произведений с элементами альтернативной истории стал роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» (1889 г., полное название «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»). Правда, Камелот Марка Твена - скорее аллюзия на рыцарские романы, чем попытка изображения исторического времени. Однако, автор применяет здесь прием попытки изменения прошлого, путем внедрения современных, на тот момент, технологий. У янки ничего не получилось, в отличие от его многочисленных последователей, вершащих судьбы мира, волею русскоязычных фантастов 21-го века.

Картинка для заставки. Источник изображения: https://jcpark.artstation.com/projects/J9Ed6d
Картинка для заставки. Источник изображения: https://jcpark.artstation.com/projects/J9Ed6d

Кстати, «Янки при дворе короля Артура» смело можно отнести к фантастике о путешествиях во времени, к альтернативно-исторической фантастике, ну и к попаданческой фантастике тоже. Это, во-первых, говорит об известной условности любых классификаций, и, во-вторых, о взаимопроникновении этих самых направлений. Ниже раскрою вопрос попаданчества более подробно.

Еще одним ранним примером создания альтернативного течения истории становится роман Лайона Спрэга де Кампа «Да не опустится тьма» (1939). Здесь, также, современник автора отправляется в прошлое. На этот раз это будет Италия 6 в. н. э. Главный герой – археолог и историк по образованию, решит воспротивиться наступлению темных веков раннего средневековья и предотвратить византийско-остготские войны в Италии, в результате которых страна была опустошена, а античное наследие полностью исчезло. Для этого он решает помочь остготам. В данном случае, изменение хода истории и ее превращение в альтернативную ветку вполне успешно состоялось.

Отправной точкой эталонной альтернативно-исторической фантастики принято считать роман Филипа Дика «Человек в высоком замке» (1962), события в котором происходят в современное автору время, но в мире, в прошлом которого союзники проигрывают во Второй Мировой. Такое сюжетное допущение становится достаточно популярным, ведь ВМВ – краеугольное событие прошлого века. Не стану писать о многочисленной фантастике на данную популярную тему, вспомню лишь роман одного из лучших наших современных авторов Андрея Лазарчука «Все, способные держать оружие…» (1997), сюжет которого проистекает в подобном мире. По понятным причинам, еще больше русской фантастики посвящено теме альтернативной истории, где СССР стремительно разбивает немцев. Почти всегда, благодаря деятельности попаданцев.

Излюбленной темой для заокеанских фантастов становится альтернативная реальность, в которой северо-американские колонии остаются под властью короля Великобритании, или Юг получает независимость от Севера. Так, в романе Гарри Гаррисона «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1972) реконкиста в Испании не состоялась. Эта страна осталась под владычеством мавров и, следовательно, никакого путешествия Колумба быть не могло. Америку открыли англичане и, на момент времени действия сюжета книги, она полностью оставалась под владычеством британской короны. Кроме того, мастер мировой фантастики создал запоминающийся мир, похожий на более позднюю стимпанковскую фантастику. Ну а по теме северян и южан можно назвать еще одно произведение Гаррисона: трилогию «Звезды и полосы» (1998 – 2002), в мире которого главным допущением стало объединение северян и конфедератов перед лицом большого конфликта с британцами. К фантастике Гаррисона испытываю слабость, а так, можно привести множество иных примеров с заданными допущениями.

Что касается нашей фантастики, то здесь можно выделить период ВОВ, как самый излюбленный для конструирования альтеративно-исторических миров. Попаданческой фантастики на эту тему великое множество. Гораздо меньше используются сюжетные ходы без «нашего человека там». Как пример, можно вспомнить роман Сергея Анисимова «Вариант Бис» (2003), в котором Великая Отечественная хоть и имела место быть, но протекала несколько иначе (Анисимов публиковал и продолжение, посвященное альтернативно-историческим событиям пятидесятых в Корее). Также популярны в русской фантастике альтернативно-исторические миры, в которых не было событий 1917-го года. Так, в одной из первых «альтернативок» постсоветской фантастики Вячеслав Рыбаков конструирует утопический мир альтернативной Российской империи конца двадцатого века. Речь идет о романе «Гравилет «Цесаревич» (1993). Современная монархическая Россия изображена и в дилогии Александра Громова «Русский аркан» (2006 – 2007 гг.). Здесь, альтернативное развитие зиждется на более кардинальных отличиях от нашего мира. У мира Громова иная география: отсутствует Новый свет.

Повторюсь, помимо приведенных мной произведений, альтернативной фантастики по заданным временным периодам издано великое множество. Перечислять их можно до бесконечности. Никакого обзора не хватит. Однако, думается, что нужно назвать еще несколько интересных и оригинальных, с моей точки зрения, «альтернативок».

У того же Гарри Гаррисона можно отметить трилогию «Эдем» (1984 – 1988). Здесь, классик научной фантастики поэкспериментировал с развитием на Земле цивилизации разумных динозавров – иилане. Наиболее выдающимся автором, работавшим в жанре альтернативной истории, является Гарри Тертлдав. Тертладав, по образованию историк, с большой охотой ваял альтернативные миры. Один из самых его больших циклов «Великая война» (1993 – 2004) повествует о вторжении инопланетян на Землю, случившемся в самый разгар Второй Мировой. В романе Тертлдава «Агент Византии» (1987), Восточная Римская Империя смогла устоять в ранее средневековье и к 14-му веку занимает все территории, приобретённые Юстинианом Великим, и даже больше. Обратной стороной такой стабильности стал застой в науке, экономике и т.д. В романе Филипа Фармера «Врата времени», главного героя – военного пилота заносит через некий природный портал в параллельный мир, где история пошла иным путем, бал здесь правят прибалты – пруссы, а предки индейцев вместо Америки мигрировали на запад, в Европу.

Кстати, фантастика параллельных миров и измерений довольно близка по смыслу фантастического допущения к альтернативно-исторической фантастике. В произведениях многих фантастов, история параллельных миров более или менее совпадает с нашей реальной. Так, в романе Фредерика Пола «Пришествие квантовых котов» (1986) существует масса параллельных миров – измерений, каждый из которых имеет небольшое временное расхождение с «соседним». Из нашей фантастики можно вспомнить роман-эпопею Сергея Лукьяненко «Работа на ошибками» («Черновик» 2005 года и «Чистовик» 2007-го), в котором измерение Аркан осуществляет контроль за ходом течения истории в других реальностях.

Еще немного нашей альтернативки. На вскидку вспоминается цикл детективной фантастики «Евразийская симфония» Хольма ван Зайчика (Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов), в котором события происходят в альтернативном мире Ордуси; серия боевой фантастики Александра Афанасьева «Бремя империи» (2010 – 2019 гг), где в современности идет противостояние Российской и Британской империй, в прошлом, Россия в Первой Мировой была на стороне Четвертного союза, а Второй Мировой вообще не было; приключенческо-романтическая фантастика Олега Авраменко «Принц Галлии» (2005), в которой повествуется о деяниях одного из феодалов средневековой Галлии, обособленной от Франции страны, объединяющей герцогства и графства Прованса, Гаскони и т.д. Опять же, даю лишь несколько примеров из огромного количества альтернативно-исторической фантастики.

Еще больше альтернативной фантастики с сюжетным допущением попадания в прошлое наших современников. Это всем известная, и даже набившая оскомину, фантастика попаданцев. Хотя, «наши люди там» вполне могут оказаться и в альтернативной исторической реальности. Так, герои цикла Константина Калбазова «Фронтир» (2013 – 2014 гг.) очутились в альтернативном Новом Свете, где господствуют обычаи и порядки, похожие на Дикий запад. Только вот местность осваивают колонисты из славянского европейского государства Рустиния. Иной мир, иные страны. В романе Бориса Орлова «Реваншист. Цвет сакуры – красный» (2019) двое наших современников оказываются в прошлом, где история идет иным путем. В частности, там в Японии тридцатых годов побеждает пролетарская революция и у руля страны находится социалистическое правительство, сотрудничающее с Советским Союзом.

Но еще больше попаданческой фантастики, где персонажи в героическом, или не очень, прошлом стараются повернуть ход истории по правильному пути. Само собой, что правильно для предков, наши попаданцы решают исходя из собственных представлений о добре и зле. Но то такое, к большой теме о допустимости прогрессорства. Попаданческая Сага, вышедшая из-под пера наших авторов, бесконечна и, наверное, не уступает, по количеству, фэнтезийной эпопее о Конане-варваре, что пишут авторы всего мира. Умудренные знаниями и опытом, попаданцы спасают Русь от нашествия монголов (цикл Евгения Красницкого «Отрок»), Российскую империю от потрясений начала двадцатого века (серия «Генерал – адмирал» Романа Злотникова), становятся сподвижниками легендарного князя Святослава (цикл Александра Мазина «Варяг»), переписывают историю феодальной Европы (серия «Приключения Иоганна Мекленбургского» Ивана Оченкова) и т.д. и т.п. Как говорится, имя им легион. Получше, похуже. Вершащие историю и творящие альтернативные миры, или занимающиеся частными делами в прошлом и превращающие в «альтернативку» лишь малую часть реальности вокруг своих родных и близких. Обложившиеся роялями в кустах, или мужественно вывозящие историю без особой удачи. Всех их объединяет изменение и превращение хода истории в альтернативный. Таким образом, попаданчество – это часть альтернативно-исторической фантастики. Собственно, с него альтернативка и начиналась. Помните же начало обзора: янки Марка Твена и современник в отсгосткой Италии Лайона Спрэга де Кампа.

Другое дело, что в некоторых случаях попаданцы особо вокруг себя ничего и не меняют, или их изменения кратковременны, как у того же Янки в Камелоте, или у героев цикла А. Мазина «Варвары» (наши современники попадают в Древний Рим 3 в. н.э., но не сильно влияют на течение истории). В таком случае, речь идет скорее о хронофантастике, а не альтернативке.

Опять же, не забываем, что любое деление условно и, по большому счету, не так уж и важно, что мы читаем: альтернативную фантастику, хронофантстику, фантастику о параллельных мирах, или фантастику с элементами того и другого. Как говорится, есть плохие книги и хорошие. Ну и субъективное мнение каждого читателя. То бишь, вкус.

В то же время, сюжетный прием «нашего человека там» можно использовать не только в альтернативно-исторической фантастике. Так, «наш человек» Джон Гордон попадает в Среднегалактическую империю будущего, влюбляет в себя принцессу Лианну и борется со злобным космическим авантюристом Шорр Каном. Все это придумал фантаст Эдмонд Гамильтон в далеком 1947-ом году, в романе «Звездные короли». Еще раньше, в начале прошлого века (1912 г.), Эдгар Берроуз отправляет «нашего» Джона Картера на «их» Марс» («Принцесса Марса»). Самый известный пример отечественных попаданцев в будущее – обширный межавторский цикл «Вселенная EVE Online». Оно, конечно, космическая фантастика, но… Ой, ладно. О вкусах не спорят, не буду критиканствовать. А есть еще попаданцы в фэнтези, в компьютерные игры (направление ЛитРПГ) и т.д. Так что, когда говорим о попаданчестве, как части альтернативно-исторической фантастики, важно принимать во внимание, что речь идет о попаданцах в прошлое, что своим действием (бездействием) приводят к изменению течения хода истории для всего человечества, части человечества, или отдельных групп людей.

На этом на сегодня все. Читайте фантастику.

Справочная информация: ссылки на опубликованные статьи и посты Интересной фантастики оперативно размещаются в ВК-сообществе ИФ https://vk.com/infantastika