Это третья из пяти стадий, выделенных Ф.Е.Василюком. Выделение это условное, поскольку в психике человека достаточно очень сложно отмерить что-то в строгих единицах. Но все же…
Вот потеря случилась. Момент шока, оцепенения пройден. И в голове уже прозвенел звонок: «Это навсегда». Начинается, пожалуй, один из самых тяжелых периодов – период острого горя, когда переживание становится настолько сильным, что буквально затопляет горюющего. Там смесь всего:
злость: «почему? Почему это произошло! Как это могло случиться? За что?»
страх: «как теперь жить?»
вина: «могла ли поступить как-то иначе?»
Там тревога и беспомощность, много-много отчаяния и абсолютное одиночество. И все это вместе. Кажется, вот-вот, и ты просто сойдешь с ума. Это не выключить, от этого не переключиться. Слезы текут сами собой, сдерживаются с большим трудом, а чаще – льются без возможности контролировать. Мыслить и говорить о чем-то кроме своей потери невозможно. Сфокусироваться сложно. Вещи валятся из рук. Кажется, горе заняло все пространство. Болит душа. Болит тело. Может мучать бессонница, потеря аппетита, либидо. Сложно дышать, двигаться, жить обыденной жизнью. Вроде бы и говоришь о своей потере, вроде бы и плачешь, а легче не становится! Кажется, что ты один-одинешенек где-то на дне глубокой ямы и выбраться оттуда, как не пытайся, невозможно.
Этот период часто называют периодом реактивной депрессии. О точности такого определения спорят, но оно хоть как-то определяет тяжесть состояния горюющего. Внутрипсихически переживание горя становится основной деятельностью. Как говорил мой учитель, Нина Тимошенко, хорошо бы в это время заниматься только гореванием. Нагрузка на психику колоссальная. Но разве есть этот идеальный мир, в котором можно было бы поставить жизнь на паузу.
Горе каждого человека уникально. Оно понятно лишь ему самому. Часто в этот период есть ощущение, что тебя никто не понимает, никто не слышит, никто не в силах разделить твою боль. И в этом ощущении есть доля правды. Горе нельзя прожить за другого, как, собственно, и саму жизнь. Но важно обращать внимание на эту возможность – побыть с кем-то рядом в моменте переживания своей утраты. Если есть кому послушать, - замечательно. Есть кому налить тарелку супа – хорошо! Сложная деятельность, необходимость решать какие-то непростые вопросы может быть вообще недоступна. Высок риск ошибок, плохой организации, поэтому, если есть на кого положиться, – лучше воспользоваться этой возможностью. Горевание отнимает много ресурса, поэтому здесь хорошо находить опоры и ресурсы. Здоровье, сон, питание, телесная жизнь, близкие люди рядом, любимая работа… Опирайтесь на все то, на что можете опираться! Длительное уныние и отсутствие разрядки может перейти в депрессию.
Ссылка на хорошую статью Ф.Е. Василюка можно прочитать здесь: https://www.psychology.ru/library/00062.shtml?ysclid=m19euvnb5x656280636
Ссылка на мой телеграм-канал:
Автор: Морковина Анна Андреевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru