14 октября 1901 года произошло крупнейшее кораблекрушение на Байкале. История эта - одна из иллюстраций русского авось - беспечности, которая привела к катастрофическим последствиям. Там один пароход - "Иаков" тащил на буксире еще три судна. Наверное, это в принципе идея так себе, а уж на Байкале, да еще и осенью, когда погода вообще непредсказуема и может поменяться за считанные минуты - это вообще безрассудство. Причем те три буксируемых корабля были загружены людьми, которых нужно было перевезти с восточного берега озера на западный.
Вечером 14 октября весь этот караван попал в шторм. Канаты с "Иакова" были перерублены, и три буксируемых судна, которые не имели собственного хода, пустились в свободное плавание. Одно из них выбросило на берег. Приятного мало, но все остались живы. Другое каким-то чудом в штормовую погоду смогло удержаться на якоре до подхода помощи. А третье судно - "Потапов" - разбило в щепки о прибрежные скалы. Погибло по разным оценкам около 200 человек.
Вообще даже по сегодняшним меркам 200 человек для судна на Байкале - это очень много. Суда такой вместимости у нас просто не в ходу. Были, конечно, паром-ледокол "Байкал" и ледокол "Ангара", но это исключения из правил начала ХХ века, которые нужны были для того, чтобы решить вопрос с разрывом во время строительства КБЖД. А так даже сегодня 200 человек на одном корабле - это цифра какая-то запредельная.
Ну а теперь вопрос из области нашего краеведения. Как же называется коварный ветер, который вызвал тот шторм?