Найти в Дзене
Бродили мы по свету

Проблемы с «Байкалом» – частный случай?

Как известно, в начале текущего месяца во Владивостоке прошёл очередной Восточный экономический форум, на который прибыл (через Туву и Монголию), Владимир Путин, пятикратный Президент России. Прибыл и, поднявшись на высокую трибуну, сказал/выдал развёрнутую речь. Во-первых, он рассказал о важности Дальнего Востока для развития экономики нашей страны в целом. Во-вторых, поведал о достигнутых текущих успехах. В частности, о возрождении строительства БАМа, о морских портах и судостроительных верфях, закладываемых в текущий период, и о разработке новых месторождений полезных ископаемых. В-третьих, выразил надежду на то, что население Дальнего Востока начнёт-таки прирастать ударными темпами. И, в-четвёртых, умело обрисовал некие радужные перспективы этого региона на будущее…

В том числе, Владимир Владимирович коротенько обрисовал ситуацию с ЛМС-901 «Байкал» – это такой легкий многоцелевой самолёт с одним турбовинтовым двигателем, который планируется использовать при выполнении широкого спектра авиационных работ, им предлагается заменить «кукурузник» Ан-2 при использовании на местных дальневосточных авиалиниях для перевозки пассажиров. А сказал Президент РФ следующее: - «Нам нужно строить собственные самолеты: надежные качественные и в нужных нам объемах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской авиацией легкого многоцелевого самолета «Байкал». Необходимо запустить его в серийное производство уже в самое ближайшее время. При этом обращаю внимание: стоимость и технические характеристики этого самолета должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелета на них была доступной для российских граждан. Прошу ответственных лиц отреагировать на это моё поручение со всей серьёзностью…».

Что вышеотмеченные «ответственные лица»? Они, естественно, отреагировали. А куда, собственно, им было деваться? Только сделать это им было весьма и весьма непросто. Рассказываю о ситуации с «Байкалом» на сегодняшний момент…

Изначально и оптимистично планировалось, что к 2030-му году на дальневосточных авиалиниях будет успешно эксплуатироваться до 1000 отечественных самолётов класса ЛМС-901. Но грубая реальность внесла в эти «сладкие» планы свои нелицеприятные (как у нас и водится), коррективы. Государственный тендер на разработку «Байкала» выиграла в 2019-ом году компания «Байкал Инжиниринг» (дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации). В тендерных документах было указано, что цена одного ЛМС-901 «Байкал» должна быть не выше 120 миллионов рублей, и Подрядчик – на момент заключения Госконтракта – с этим требованием согласился. Но время шло. Инфляция, коварные западные санкции, прочее-всякое. И через три с половиной года «Байкал Инжиниринг» аргументированно заявила об удорожании одного самолёта до 178 миллионов рублей. А теперь речь идёт об удорожании уже до 455 миллионов рублей. Причём, с реальной перспективой дальнейшего роста. Да и с «количественным аспектом» творится какая-то ерунда. О «тысячи» самолётов уже и речи не идёт. Нынче озвучен график, согласно которому до 2031-го года в эксплуатацию будет введено только 139 «Байкалов». Очередным громким скандалом запахло, короче говоря…

Так что, вышеупомянутые «ответственные лица» отреагировали на заявление/поручение Президента весьма стандартно. Так Юрий Трутнев, вице-премьер Правительства России и Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном ФО, возложил всю вину за создавшуюся ситуацию на Подрядчика: - «Безобразие. Сейчас Проект самолёта получается невыгодным. А его производство затягивается по срокам. Необходимо срочно сменить недобросовестного Подрядчика…». Ну, а прочие наши чиновники, будучи существами стайными, тут же эту «тему» дружно подхватили, мол: - Сменить! Сменить! Сменить…».

На эти чиновничьи заявления многие россияне отреагировали в Интернете примерно так: - «Однозначно странная позиция. Но, вместе с тем, и очень удобная: типа – вали всё на злокозненного Подрядчика… Одно только непонятно. Проект ЛМС-901 «Байкал» заявлялся в качестве «особо важного и стратегического». Кто же мешал нашему мудрому Государству, осознавая всю «стратегическую важность», организовать под «Байкал» отдельное/специальное Государственное конструкторское бюро? Например, равняясь на опыт работ «Опытно-конструкторского бюро имени А.С. Яковлева»? Или же на многолетние успехи ОКБ «Туполев»? Пригласить/переманить туда (под достойные зарплаты), лучших специалистов этой отрасли? Оснастить самым современным оборудованием и компьютерными программами? Кто – мешал? Зачем, вообще, при осуществлении особо-важных государственных Проектов нужны эти мутные Подрядчики? Ерунда, право слово, какая-то…». Через некоторое время к обсуждению ситуации с «Байкалом» подключился и всем нам известный депутат-экономист: - «И чему вы удивляетесь? Проблемы с «Байкалом» – это только частный случай. Вспомните недавние громкие скандалы, связанные с «освоением» крупных государственных финансов. Там – всегда и во всём – лишь жадные Подрядчики были виноваты…». Достаточно верно, на мой взгляд, подмечено…

Вспомним, например, реконструкцию Большого театра, проведённую в начале «двухтысячных». Изначально в бюджет этого Проекта было заложено 12 миллиардов рублей. По факту получилось – 24 миллиарда. В два раза увеличились и сроки проведения работ. Что получилось в итоге? Николай Цискаридзе дал произведённой реконструкции такую оценку: - «От былого величия Большого театра не осталось и следа. Теперь он своим помпезным интерьером напоминает затрапезный ресторан…». Кто во всём – по мнению наших Властей – оказался виноват? Правильно, сугубо недобросовестные Подрядчики… Или же вспомним о космодроме «Восточный». Указ о его строительстве Владимир Путин подписал в 2007-ом году. Строительство первой очереди космодрома завершилось (вопреки всем оптимистическим графикам), только в 2016-ом году. На это дело было истрачено более 1 триллиона народных рублей. Ни одна государственная организация непосредственно в строительстве участия не принимала. А чуть ли не все Подрядчики – в конечном итоге – оказались плохими, некомпетентными и ужасно-вороватыми, и в их отношении было возбуждено более 150-ти уголовных дел…

Резюмирую. Наше Государство нынче откровенно (и особо не скрывая этого), барствует. То бишь, создавать крупные государственные заводы, фабрики, строительные тресты и конструкторские бюро оно не намерено. Почему? Во-первых, лень. Во-вторых, наши чиновники категорически не желают брать ответственность за конечный результат на себя. В-третьих, Подрядчики исправно платят солидные откаты. В-четвёртых, Рынок (как и было обещано), обязан-таки всё-всё разрулить самостоятельно, лишь бы ему, родимому, не мешали. И так далее. И тому подобное… Волюнтаризмом, однако, попахивает. А ещё и массовой коррупцией, удержу незнающей…

Всем мира и добра…