Найти тему
Ретро FM

«Ну что, расстреляли бы меня за то, что я не снимаю Алфёрову?» Актёры, навязанные режиссёрам сверху. Часть 1

Оглавление

Ирина Алфёрова

Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1978), imdb.com
Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1978), imdb.com

Прежде чем приступить к съёмкам «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» Георгию Юнгвальду-Хилькевичу пришлось потратить много душевных сил во время подбора актёров. Д’Артаньяном мог стать Александр Абдулов, а Констанцией — Евгения Симонова, но всё переигралось. Познакомившись с Михаилом Боярским, режиссёр отчаянно захотел снимать в главной роли именно его, против чего выступали чиновники из Госкино. Юнгвальд-Хилькевич вспоминал, что ему выдвинули условие: на Боярского дают добро, если Константицей станет Ирина Алфёрова. Георгий Эмильевич согласился, о чём спустя годы открыто жалел:

«На Констанцию уже была утверждена фантастическая актриса Женя Симонова в паре с Игорем Костолевским в роли Бекингэма. Костолевский из солидарности, по праву сочтя меня предателем, отказался играть, и я потерял этих людей навсегда, они перестали со мной общаться. Теперь понимаю: не надо было прогибаться перед начальством. Ну что, расстреляли бы меня за то, что я не снимаю Алфёрову?».

Константин Райкин

Кадр из фильма "Труффальдино из Бергамо" (1976), imdb.com
Кадр из фильма "Труффальдино из Бергамо" (1976), imdb.com

Когда главному режиссёру Ленинградского театра музыкальной комедии Владимиру Воробьёву предложили снимать фильм по пьесе Карла Гольдони «Слуга двух господ», он, естественно, задействовал ведущих артистов своей труппы. Главная роль отводилась Борису Смолкину, но наверху худруку порекомендовали присмотреться к энергичному и пластичному Константину Райкину. Замолвили за него словечко и авторы песен фильма Александр Колкер с Кимом Рыжовым. Воробьёва навязанный артист нервировал. Они ругались каждый день, пока Райкин не сыграл в первых танцевальных сценах. Режиссёр был впечатлён работой Константина Аркадьевича, и гнев быстро сменился на милость.

«Всё время очень жёстко меня критиковал, торопил: “Чё так репетируешь-то? А где лицо? А где глаза горящие?” А я в это время потихоньку учу движения, что-то ещё делаю. Он стал меня больно, обидно прикладывать. “А чё ты не можешь одновременно учить и играть?” — “Подождите, я всё выучу”. Я вообще тугодум в работе: я стайер — долго и трудно работаю всегда. А он день давит, два давит. <…> Я, молодой артист, думал, что ещё немножко и слиняю с этого дела», — вспоминает Райкин.

Владимир Конкин

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979), imdb.com
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979), imdb.com

Попадание Владимира Конкина в «Место встречи изменить нельзя» - запутанная история. Его личные и профессиональные качества сомнениям не подвергались, но подходил ли он на роль Шарапова — фронтового разведчика, который 42 раза ходил в тыл к противнику? Братья Вайнеры считали, что нет. По словам Аркадия Вайнера, Конкина спустили сверху, и Говорухину пришлось отстаивать его кандидатуру перед писателями и «пригнать на пробы десять “Конкиных” — похуже и пониже оригинала». По словам же самого Станислава Сергеевича, он тоже видел в роли Шарапова других артистов:

«Конкин сыграл хорошо, кто спорит, но я-то видел другого Шарапова. Я предполагал сначала позвать Губенко. И тут Высоцкий заспорил: “Куда, мы с ним будем мазать одной краской...” Действительно, это был бы Шарапов подстать Жеглову, сам с некоторой приблатнённой хитростью. А нужен был интеллигент. И только когда уже полкартины отсняли, я вспомнил про Филатова. Они бы с Высоцким отлично работали, — и это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала. Не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним. Сильному в пару годится только сильный».