В мире психоанализа и философии имя Эриха Фромма звучит как камертон, настраивающий мысль на глубокое понимание человеческой природы.
Недавно на глаза мне попалось его эссе «Гитлер. Клинический случай некрофилии» — профессиональный и глубокий взгляд на одну из самых мрачных фигур в истории — Адольфа Гитлера. А ещё это попытка заглянуть в бездну человеческой души, понять истоки зла и механизмы, превращающие обычного человека в монстра.
Фромм не просто рисует портрет Гитлера штрихами психоаналитика, а препарирует каждую черту характера, каждый жест и слово, чтобы найти в них ключи к пониманию его личности.
Одной из центральных тем эссе является концепция нарциссизма и некрофилии.
В данном случае, Эрих Фромм определяет некрофилию не только как сексуальную аномалию, но и как более широкое состояние сознания, которое проявляется в всепоглощающей страсти к мёртвому, механическому, лишённому жизни. По его мнению, Гитлер был не просто тираном, он был воплощением некрофила, чей внутренний мир сосредоточен вокруг насилия и разрушения.
Благородные человеческие чувства у Гитлера отсутствовали. Нежность, любовь, поэзия были чужды его натуре. На поверхности он был вежлив, обаятелен, спокоен, корректен, дружелюбен, сдержан. Роль этой весьма тонкой оболочки состояла в том, чтобы скрывать его подлинные черты". (Послесловие Шпеера к книге Ж. Бросса.)
Фромм объясняет, что такая предрасположенность к некрофилии может возникнуть из страха перед свободой и жизнью. Гитлер использовал собственных внутренних демонов, чтобы манипулировать массовым сознанием и создать культ, базирующийся на страхе и ненависти. Всем хорошо известно, что его агрессивная риторика и пропаганда были направлены на разрушение не только отдельных людей, но и целых народов.
Откуда берется такая личность?
Фромм погружается в детство Гитлера, анализирует его отношения с родителями, ранние травмы и формирование мировоззрения; рассматривает Гитлера как человека, который был в постоянном конфликте с собственными страхами и недостатками, стремившегося компенсировать своё бессилие за счёт внешней агрессии.
Он показывает, как семена ненависти, посеянные в юной душе, прорастают ядовитыми побегами тирании.
Как обычный человек становится диктатором?
Фромм раскрывает механизмы, позволяющие манипулировать массами. Он показывает, как страхи и комплексы одного человека могут резонировать с коллективными страхами целого народа, порождая чудовищный симбиоз тирана и его последователей.
Этот психологический подход дает мощное объяснение, почему миллионы людей следовали за Гитлером. Здесь Фромм указывает на национальную идентичность — немцы искали лидера, который бы вдохновил их на величие, и Гитлер использовал это ожидание в своих интересах.
Социальные и экономические условия послевоенной Германии создали почву для возникновения таких лидеров. Безработица, унижение после Первой мировой войны и общая депрессия способствовали росту авторитарных настроений.
Гитлер стал символом надежды для многих, его агрессивная риторика привлекала массы, задействуя наивные надежды и страхи. Фромм освещает, как нежелание общества принимать ценности жизни превращалось в готовность следовать за некрофильным лидером.
Самым крайним выражением его мании к разрушениям зданий и городов был его секретный указ "Сожженная земля", изданный в сентябре 1944 г., где он приказывал в случае оккупации Германии врагом сделать следующее:
Необходимо полностью уничтожить не только промышленные сооружения, газовые заводы, гидро- и электростанции, телефонные станции, но и все, что необходимо для поддержания жизни: документы, продовольственные карточки, акты загсов и адресных столов, списки банковских счетов и т. д. Подлежали уничтожению запасы продовольствия, крестьянские подворья (включая и скот). Даже те произведения искусства, которые уцелели после налетов авиации, не должны были сохраниться; памятники и дворцы, крепости и церкви, театры и замки — все подлежало уничтожению.
Эссе Фромма получилось не только аналитичным, но и моральным.
Обращая внимание на роль пропаганды, автор демонстрирует, как умелое манипулирование словами и образами может превратить ложь в правду, а зло — в добро в глазах миллионов.
Фромм подчеркивает: понимание таких фигур, как Гитлер, должно вести нас к размышлениям о нашем собственном обществе. Как мы можем избежать повторения таких трагедий? Как понять и принять жизнь в её многообразии и сложности?
Рассматривать такую фигуру, как Гитлер, объективно, без гнева и пристрастия заставляет нас не только научная честность, но и желание усвоить исторический урок, который может оказаться полезным и сегодня, и завтра. Всякая попытка внести в портрет Гитлера искажения, лишив его человечности, чревата в дальнейшем неспособностью распознать потенциальных гитлеров в тех людях, которые вовсе не похожи на чертей, а просто спокойно прокладывают свой путь к власти.
Казалось бы, личность Гитлера изучена вдоль и поперёк, и всё мы о нём знаем, но некоторые отрывки из этого эссе стали для меня настоящим откровением.
Мне понравилась беспристрастность автора и его взгляд с разных ракурсов.
Читая, я ловила себя на мысли, что многие наблюдения Фромма актуальны и сегодня. И это заставляет по-новому взглянуть на современные политические процессы, задуматься о природе власти и её влиянии на личность.
Небольшой формат эссе вмещает в себя столько информации для раздумий, сколько не найдёшь и в иных томах.