23 сентября 2024 года в Женеве пройдет заседание Глобального форума ООН по безопасности дорожного движения. По этому случаю было опубликовано новое исследование поведения водителей в Европе.
Результаты показывают явное несоответствие между тем, что люди делают на дороге, и тем, что они ожидают от других участников дорожного движения.
Согласно исследованию, самые честные водители - в Германии и Великобритании. Самые лицемерные участники дорожного движения, напротив, живут в Боснии и Герцеговине.
НАПРИМЕР:
- Вождение в состоянии алкогольного опьянения повсеместно считается неприемлемым. Во всех странах не более 5 % водителей считают нормальным превышение допустимого уровня алкоголя в крови. Однако, не менее 15 % водителей в Люксембурге, Бельгии, Испании, Швейцарии и Франции говорят, что садились за руль пьяными в течение последних 30 дней.
- Почти половина водителей в Боснии и Герцеговине и не менее четверти водителей в Греции и Сербии признаются, что не пристегивались ремнем безопасности. Германия находится в середине списка: 85,7 % водителей пристегиваются ремнем безопасности.
- Соблазн посмотреть на смартфон во время вождения очень велик. По меньшей мере 30 % водителей в восьми странах (Люксембург, Финляндия, Босния и Герцеговина, Португалия, Греция, Австрия, Латвия и Швеция) не смогли удержаться от соблазна за последние 30 дней. Даже в странах с самыми активными водителями с этим борются: 14 % водителей в Великобритании, 19 % в Нидерландах и 20 % в Германии признаются, что смотрят на свое устройство во время вождения.
- Большинство нарушений правил приходится на превышение скорости: В 18 из 22 стран не менее половины водителей признались, что ехали быстрее установленного ограничения скорости. Греция особенно лицемерна, когда речь заходит о превышении скорости: только 7 % жителей страны считают превышение скорости допустимым, хотя 57 % греческих водителей признались в превышении скорости за последний месяц.
Германия
Благодаря всемирно известным автобанам и мощным автомобилям Германия имеет репутацию страны любителей быстрой езды. Однако немецкие водители говорят, что превышают скорость относительно редко: 45 % признались, что превышали скорость за последние 30 дней. Это третий из самых низких показателей в Европе. В Германии также один из самых низких показателей использования мобильных телефонов: 20 % водителей признаются, что читают новости и социальные сети, и только 17 % - что звонят по мобильному телефону. Только Великобритания и Нидерланды имеют более низкие показатели по обоим видам поведения.
Великобритания
В Великобритании очень низкий уровень терпимости к нарушениям правил дорожного движения, но при этом водители этой страны являются одними из лучших по поведению. Великобритания входит в пятерку лучших в Европе по четырем из семи видов поведения, рассмотренных в анализе: превышение скорости, вождение без ремня безопасности, чтение сообщений за рулем и использование телефона без устройства hands-free. Поведение водителей Великобритании в большей степени соответствует тому, что там считается социально приемлемым.
Босния и Герцеговина
Босния и Герцеговина - страна с наибольшим количеством правонарушений в Европе в трех областях - использование ремней безопасности, использование детских удерживающих систем и использование телефонов без устройств громкой связи. Она заняла третье место в категории «чтение сообщений за рулем». Поскольку жители этой страны на словах в основном согласны с тем, что нарушение правил дорожного движения недопустимо, это кажется особенно лицемерной.
Греция
Греция входит в пятерку худших стран по четырем из семи видов поведения на дороге. К ним относятся пристегивание ремнями безопасности, использование детских удерживающих систем, чтение сообщений и разговоры по телефону без устройства hands-free. Эти низкие результаты превзошли только Боснию и Герцеговину, которая также вошла в пятерку лидеров в тех же категориях, но по трем категориям уступает Греции. Кроме того, греки на словах лицемерно менее терпимы к плохим привычкам вождения, чем многие другие европейцы.
Финляндия
Финляндия - страна противоречий, где водители строго придерживаются одних правил дорожного движения и откровенно пренебрегают другими. Зато они честны в своих высказываниях. Например, менее 1 % населения считают приемлемым вождение под воздействием наркотиков или алкоголя, и на самом деле в стране один из самых низких показателей среди водителей, склонных к такому поведению. Аналогично, финны очень терпимы к превышению скорости (26 % считают это допустимым), и, возможно, поэтому почти 80 % признаются, что ездят с превышением лимита.
Расчет «коэффициентов лицемерия», показанных на карте
Чтобы рассчитать общий балл для каждой страны, исследовательская группа определила средневзвешенное значение семи баллов лицемерия. Взвешивание основывалось на тяжести каждого поведения, то есть на том, насколько они опасны по сравнению с образцовым поведением водителей и по отношению друг к другу.
Присвоенный вес составил 24 % для употребления алкоголя, 22 % для употребления наркотиков, 17 % для чтения сообщений по телефону, 15 % для разговоров по мобильному телефону, 10 % для превышения скорости и по 6 % для непристегнутого ремня безопасности и не пристегнутых должным образом детей.