Найти тему
Православная Жизнь

Нужно ли православному на закате лет готовиться к смерти, и как это нужно делать

Подготовка к собственной смерти имеет как духовную, так и материальную сторону вопроса.

Материальная подготовка к смерти – это покупка для себя места на кладбище, денежные накопления на гроб и все необходимое для похорон. Все это будет делом любви к родственникам, на которых готовящийся к собственному отшествию в иной мир, не хочет возлагать слишком много хлопот.

В старые времена некоторые благочестивые русские люди даже имели у себя дома заранее заготовленный собственный гроб, который постоянно напоминал о неизбежности смерти, посмертного предстояния души перед Богом на частном суде и необходимости покаяния.

Загробная участь души зависит, в первую очередь, от земной жизни человека, а затем от молитв за нее живых. Все, что произойдет после смерти с телом, никак не может влиять на отделившуюся душу. Поэтому есть и другой, совершенно редкий подход к материальной подготовке к отшествию в невидимый мир. Так, преподобный Арсений Великий повелел ученикам перед своим отшествием ко Господу не утруждаться и оставить его тело на горе, где он жил и умирал. По данному примеру мы видим, что если ничего не накопить на собственные похороны и оставить свое погребение заботой оставшихся на земле, то это нисколько не будет противоречить христианству.

Самая главная часть подготовки к смерти – это духовная.

К смерти самые мудрые люди духовно готовят не только себя самих и не только в старости, но и своих даже недавно рожденных детей. И это правильно: Бог может забрать человека когда угодно, хоть в детстве. Конечно, нормальный родитель не хочет пережить свое чадо, поэтому закладывание в душе младенца духовного фундамента воспринимается в первую очередь как подготовка, все-таки, к земной жизни, неизбежный конец которой – смерть.

-2

Вот, неосознанный младенец по вере родителей принимает святое Крещение и Миропомазание. После этого его начинают регулярно приносить в храм, где под видом капли разбавленного вина священник причащает младенца Кровью Господней. Когда же христианский малыш подрастет, он начинает вкушать и Тело Христово, подаваемое Церковью в виде хлебных частиц.

После семи лет – возрасте, в котором любой здоровый человек понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, – маленький христианин должен стремиться к принятию веры не только привычным к Божьей благодати сердцем, но и созревающим умом. Перед причастием таким мальчику или девочке нужно ходить на исповедь, если отрок соврал, пренебрежительно отнесся к родителям, ослушался их, и прочее. Так же, как и любому человеку, ребенку полезно учиться разглядывать в душе зачатки греха и каяться на исповеди в них.

Главное для здоровья души такого ребенка – это подлинность христианства его родителей. У тех членов общины, которые занимаются профанацией христианства, дети в подростковом возрасте почти всегда покидают храм. Их неосознанность в православии расплескивает всю благодать, что дети получили в Церкви и, повзрослев, они перестают отличаться от людей мирских. Возможно и такое, что родители ребенка не осмыслили свою веру, но носили и водили своего отпрыска на причастие часто и с ранних лет. Обычно это вещи взаимоисключающие, но если вдруг такой вариант случится, маленький христианин успеет много раз пообщаться и сродниться с детишками нормальных верующих и с опытными взрослыми православными.

В общем, любой наблюдательный практикующий православный подтвердит, что христианские дети и подростки сильно отличаются от мирских в положительную сторону.

-3

Если человек твердо уверовал в Христа и Его Церковь, ему не стоит откладывать свою духовную подготовку к смерти, то есть воцерковление, до старости. «Погрешу, а в старости покаюсь» – это один из излюбленных "хитов" дьявола, который так любят напевать многие верующие. Бесы имеют огромный опыт и прекрасно понимают, что верующего в Господа Иисуса Христа с гораздо меньшей вероятностью, чем неверующего, им будет легко затащить в ад. А если падшим и удастся это сделать, то посмертную участь погубленной души Бог может улучшить по молитвам Церкви.

Духи тьмы ненавидят каждого человека, особенно христианина, поэтому если им не удается погубить его, бесы мечтают хотя бы испортить верующему земную жизнь. Под песенку о старческом покаянии дьявол подкидывает человеку разные соблазны, результатом которых может стать грех и Божье наказание за него. Наказание может вполне быть карой Божьей – скорбью, от которой не избавишься до конца дней. Самый яркий и понятный пример – инвалидность. Нечистые, которые являются виртуозами соблазнения на грех, очень радуются, когда христианин своими грехами навсегда портит себе жизнь.

Что для молодых, что для зрелых, что для старых, воцерковленность означает одно и то же. Это полное принятие учения Церкви, раскаяние в прошлых тяжких грехах, борьба с оставшимися греховными привычками с помощью регулярного приобщения к таинствам Церкви, начитанность хотя бы Евангелием, молитва несколько раз в день по молитвослову и своими словами, взращивание в себе смирения; посильные добрые дела.

-4