Найти в Дзене

Для тех, кто готов копать глубже: «Эрик Берн - Люди, которые играют в игры»

«Люди, которые играют в игры» - еще одна книга знаменитого американского психолога и психотерапевта Эрика Берна, создателя революционной теории трансакционного анализа. Ранее я писала вам об «Игры, в которые играют люди». Сильно впечатлившее и повлиявшее на меня произведение, которое вдохновило на пересмотр межличностных отношений коммуникаций. Если коротко, речь шла о том, что ряд причин вынуждает людей отказываться от искренних, открытых взаимодействий друг с другом в пользу двусмысленности, посланий с двойным дном, где под очевидным контекстом есть скрытые мотивы, которые они доносят друг до друга посредством «игр» («игры — искусственные структуры, лимитирующие спонтанную творческую интимность»).

Зачастую подобные «игры» ложатся в основу бытия, если можно так выразиться, и становятся основой жизненного сценария. Вместо свободы и выбора люди отыгрывают роли, предписанные им сверху родителями или собственной нездоровой психикой.

Речь о масках и манипуляциях в том числе, которые бывают явными, осознанными и неосознанными, предопределёнными особенностями личности человека. И снова всё переплетено – «социальные хамелеоны» по Гоулману и свободные отношения, как успех у Марии Мелии. Так или иначе – открытые, позитивные, честные и обоюдные взаимодействия являются важными что теме в коучинга, что в вопросах ментального здоровья.

Двустороннюю близость можно определить как искренне неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исключающим извлечение выгоды. Близость может быть односторонней, когда один человек дарит другому свое искреннее и свободное отношение, а другой расчетливо ищет при этом своей выгоды

И если в первой книге разбирались виды игр, которые используют люди (и целью книги как раз было обнаружение этих схем с последующим выходом), то здесь идет акцент на причинах, толкающих на игровые – сценарные жизненные воплощения.

Угадайте, куда копаем? Конечно же в детство – мировосприятие, убеждения, установки, цели и прочее программирование творят наши родители и более дальние предки. Берн рисует целые схемы, в соответствии с которыми у людей заранее предписаны такие, казалось бы, непредсказуемые моменты, как количество детей, причины или даты смерти, порядок ухода из жизни членов семьи и т.д.

Получается, что программирование в основном происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями

Своим примером, теми историями, которые передают уже о своих родственниках, оценками и суждениями о нас, детях, родители «прошивают» чистые новорождённые мозги. Не отрицая биологические и врожденные данности, всё же именно установленному ПО отдается ключевая роль в развитии человека.

Потомственные инженеры, успешные счастливые люди, а также алкоголики, наркоманы, самоубийцы, патологические неудачники – всё это выступает в качестве доказательной базы теории Берна. Естественно, я максимально упрощаю смыслы, поскольку теория объемна и сложна. Но так или иначе – сценарии и хорошие, и плохие нам закладываются с пеленок.

Победителем мы называем человека, преуспевающего (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Неудачник — тот, кто не в состоянии осуществить намеченное

Почему бывают сбои? Потому что два родителя, два рода, две ветки убеждений и сценариев, которые могут конфликтовать, влиять, менять друг друга.

Задача психотерапевта (специалиста по трансакциям, но вообще думаю многие другие направления в психотерапии +/- придерживаются такой стратегии) обнаружить негативный сценарий и помочь выйти человеку за его пределы – в случае, если пациент готов на это. Берн в качестве иллюстраций рассматривает самые популярные сказки типа «Красная шапочка», «Золушка», а также мифы, с помощью которых раскрывает суть передаваемых сценариев. Это очень любопытно…

Вообще в книге много интересных глав, которые весьма изобретательно разъясняют ход различных жизненных событий, которые мы можем воспринимать как судьбу, злой рок, метку свыше и т.д., но по Берну всё выстраивается на базе утвержденных сценариев.

Для ухода от сценария требуется найти свой «расколдовываетль», которым может оказаться грамотный психотерапевт или сильное жизненное потрясение будь то любовь или болезнь.

Я мечтал об этом всегда, — сказал он психотерапевту, — Но не надеялся вырваться из-под власти наставлений моих родителей, пока не довел себя почти до инфаркта. Но благо инфаркта нет, и сейчас счастливейшее время моей жизни». Инфаркт был его «расколдовыватель», единственный путь избавления. Но благодаря помощи психотерапевтической группы ему удалось вырваться из своего сценария в добром здравии

В бытовом – понятном и применимом ключе, самая доступная глава об обратной связи и дожигании. Так Берн характеризует испытываемый стресс перед чем-то важным (это обратная связь) и последствия пережитого (дожигание).

Первое необходимо контролировать – справляться с тревогой (и я прочитала много книг об инструментах и возможностях, ЭИ нам в помощь), второе вовремя сбрасывать (то есть давать отдых, разрядку). В противном случае большая порция обратной связи может сильно ломать устоявшийся режим, а накопленное дожигание приводить к серьёзным физическим и эмоциональным сбоям.

Интересно, действительно интересно, что здесь Берн внезапно дает отсылку к древним философам, в то же время повторяя мысли многих коучей о важности планирования, дисциплины, жизни в моменте и правильности маленьких шагов при воплощении планов в жизнь:

Многие философы, размышляющие о человеческой жизни, рекомендуют жить «день за днем». С точки зрения сегодняшних наших представлений, жить «день за днем» означает вести упорядоченную жизнь согласно заранее намеченному плану, хорошо высыпаться, причем так, чтобы день заканчивался без тягостного воздействия обратной связи, ибо на завтра должен быть надежный план, который начинался бы без терзающего душу «дожигания

Манера изложения Эрика Берна достаточно сухая и циничная, что сильно контрастирует на фоне ранее прочитанных, более «ласковых» и человеколюбивых авторов-психотерапевтов.

Во всяком случае, человек, помышляющий о самоубийстве, должен усвоить хотя бы такие правила: родителям нельзя умирать, пока младшему ребенку не минуло восемнадцать лет. Детям нельзя умирать, пока жив хотя бы один из их родителей

Думаю, книга скорее нацелена на экспертов в сфере, и это точно не произведение массового спроса. В то же время читается она легко, автор находит понятные слова и формулирует ясно, поэтому для интересующего обывателя по типу меня книга также вполне доступна.

Понравилось, что в конце автор приводит критику теории по разным направлениям – и на аргументы «против» он находит доводы «за». Получилось очень любопытно. Однако стоит предупредить, что «Люди, которые играют в игры» может вызывать весьма грустные и даже депрессивные мысли.

Понимать — значит выйти из-под власти сценария. Многое в физическом, интеллектуальном и социальном поведении человека происходит как бы само собой, вне его сознательных усилий просто потому, что он так запрограммирован. Через окружающую среду эти аспекты глубоко воздействуют на его судьбу, при этом сам он может сохранять иллюзию автономности. Но есть средства, которые могут влиять на психологию человеческой судьбы

Собственно, я рекомендую ее тем, кто готов копать глубже. Скажу честно, остался некоторый осадок после прочтения, слишком многое «не моё» предопределяет настоящее и будущее. Начиная с опыта и жизни далеких предков. С другой стороны – то, что я осознаю, не имеет надо мной власти, и книга, а точнее знание этой некоторой неизбежности позволяет ее же корректировать, стремиться и работать над выходом из сценария. Прикинув свой жизненный путь – я нарушили родительские предписания уже множество раз… Хочется верить.

Первое требование на пути предложенного метода — отделить кажущееся от подлинного. В этом и состоит его задача. Конечно, в сценарной теории цепи прямо называются цепями, но это воспринимают как оскорбление лишь те, «кто любят свои цепи, или притворяются, что их не замечают»