В этой статье мы поговорим о технике речи. О её чёткости и выразительности, ну и ещё кое о чём важном.
Итак, начнем.
Одна из проблем, по словам мам, это плохая дикция у детей. Далеко не всегда есть какие-то физиологические нарушения.
Очень часто у детей и подростков невыразительная речь связана только с тем, что не обращается внимание на четкое выговаривание букв и звуков. Чаще всего, когда мы говорим, мы себя не слушаем. Вернее, не вслушиваемся в то, как мы говорим.
Еще одна причина неразборчивой речи – это леность и не тренированность нашего артикуляционного аппарата.
Об артикуляционном аппарате и артикуляционной гимнастике мы обязательно поговорим в следующих постах. Это очень важная тема и мне хочется уделить ей особое внимание.
А пока, давайте попробуем справиться с нашим разборчивым говорением одним простым упражнением.
Упражнение 1: Читка литературных отрывков
Попробуйте читать в слух! Читать вслух медленно и с выражением, как будто рассказываете историю от своего имени.
Вы сразу начнете обращать внимание на выговаривание слов. Вы будете менять интонации. Ваша речь постепенно будет становиться все четче и ярче!
Этим простым упражнением развивается не только дикция, голос, умение хорошо интонировать, но и слуховая память, а что ещё очень важно - подвижность речевого аппарата! То как он подчиняется вашим эмоциям, интонациям, командам...
Конечно же я не призываю вас часами читать вслух. Читайте вслух 5-10 минут в день. Главное, читайте каждый день и результат не заставит себя долго ждать!
Упражнение №2 Читка отрывков в разных манерах.
Это на первый взгляд простое и забавное упражнение выглядит достаточно не сложным, но попробовав его выполнить, можно столкнуться с серьёзными затруднениями. Первое что говорят дети: "Голос не слушается". Наружу проявляется монотонность и одинаковость речи, очень сложно перестраиваться с одной манеры на другую.
Попробуйте!
Возьмите любой отрывок (сказку или рассказ) и попробуйте прочитать его в разных манерах и жанрах, например сказка "Колобок":
-В жанре комедии;
-В жанре трагедии;
-Как человек опаздывающий на поезд;
-Как комментатор футбольного матча и так далее!
Так, как это делают наши актёры на видео.
Совет!
Снимите своё чтение на видео в первый же день занятий, а потом еще раз снимите себя через 2 недели. Вы сами увидите очень существенную разницу.
Упражнение 3: Речь, воображение, память!
Еще одно несложное упражнение, которое непосредственно касается развития речи, памяти, воображения и, пожалуй еще и творческого мышления!
Когда-то раньше, в рамках школьной программы, мы очень много учили стихов. Кстати, так и говорилось, выучить «на память»! Что может быть лучше для развития нашей памяти, чем разучивание стихов?
Да, да! В этом посте я хочу рекомендовать вам регулярно учить на память стихотворения или прозу, но не просто так!
Для того, чтоб заучиваемый вами материал остался у вас в голове надолго или навсегда, нужно не просто зазубрить текст, а учить его картинками. Как это? Очень просто!
Читая каждое слово, каждую строчку произведения четко рисуйте у себя в голове картину того, что вы читаете. Запоминайте картинки из своего воображения!
Наполняя слова образами, речь будет становиться более красочной и выразительной.
И сам текст будет запоминаться значительно легче, да и в памяти события – картинки – будут оставаться надолго.
Кроме развития памяти, такое запоминание хорошо развивает воображение и фантазию. А это, согласитесь, хороший побочный эффект!)
Подведём итог!
Вот два важных правила, чтобы сделать нашу речь более выразительной
1. Читайте в слух используя разные средства выразительности:
-темп речи;
-паузы;
-эмоциональные краски;
-голосовые интонации;
2. Окрашивайте речь яркими образами-картинками
Если понравилась статья ставьте НРАВИТЬСЯ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал!
(c) Олег Долишний