Найти в Дзене
Автозавод NN

Проводник к успеху

Сергей Сергеевич Дьяконов, возглавлявший Горьковский автозавод с сентября 1932 года по 1939 год, стал одной из ключевых фигур в становлении автомобильной промышленности СССР. Его имя связано с моментом, когда завод, расположенный в Нижнем Новгороде (с 7 октября 1932 года Горьком), превратился из новорожденного предприятия в мощный производственный центр.

Сергей Сергеевич Дьяконов родился 24 ноября 1898 года в Серпухове Московской губернии в семье текстильщиков. В 14 лет Сергей потерял отца и постепенно начал учиться жить самостоятельно. В 1916 году он окончил с золотой медалью Серпуховскую гимназию и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Вскоре молодой Сергей Дьяконов был призван в армию, где получил офицерское звание и командовал артиллерийской бригадой, был ранен и контужен, а в итоге демобилизован из-за серьёзного заболевания — туберкулёза.

-2

После демобилизации Сергей Сергеевич Дьяконов на хозяйственной работе в области энергетики и строительства. В 1921-1928 годах работал заместителем начальника понижающей подстанции Волховстроя и инженером проектного отдела управления Свирьстроя. В 1928 - 1929 годах — директор котлотурбинного института. В 1929 году, когда было создано Всероссийское автотракторное объединение (ВАТО), Дьяконов назначается заместителем управляющего, а затем исполняет обязанности управляющего. В 1931 году — член правления «Союзстроя», строившего, в числе прочего, и на тот момент ещё Нижегородский автозавод. С сентября 1932 года Сергей Сергеевич Дьяконов назначен директором Нижегородского автозавода (с октября — Горьковского), за участие в строительстве и пуске которого, он был награждён орденом Ленина. Под его руководством уже с декабря 1932 года завод заработал ритмичнее, с конвейера стали сходить уже больше тысячи грузовых "полуторок".

Под руководством Дьяконова Горьковский автозавод стал символом прогресса. С 1932 по 1938 год ГАЗ не только освоил 17 основных моделей автомобилей и их модификаций, создал ряд новых опытных моделей на перспективу, но и упрочил свои позиции как ведущий советский автопроизводитель, обеспечив 68,3% от общего объёма автопроизводства в стране. Благодаря его управленческому таланту и видению, Горьковский автозавод стал важной частью экономической и технологической стратегии страны, сыграв значительную роль в формировании отечественного автопрома. К концу 1930-х годов производство стало ведущим автозаводом страны и выпустило до 450 тысяч автомобилей.

Сергей Сергеевич Дьяконов понимал, что успех предприятия зависит не только от технологий, но и от людей, которые создают эти технологии. Он активно внедрял программы повышения квалификации и стажировки для рабочих, что позволило им не только овладеть лучшими практиками машиностроения, но и развить собственный творческий потенциал. Участие зарубежных специалистов в этом процессе содействовало возникновению уникальной атмосферы сотрудничества и единомышленничества, которая многих вдохновила на инновации. Создавая новые бытовые условия, директор не забывал о вопросах жилья, культуры и досуга. В Автозаводском районе появились новые дома-кварталы Соцгорода, киноконцертный зал (ныне кинотеатр "Мир"), большой и современный универмаг, что значительно улучшило качество жизни рабочих и их семей. Таким образом, под руководством Сергея Сергеевича ГАЗ превратился в нечто большее, чем просто производственное предприятие; он стал центром притяжения для талантливых людей, которые умели и хотели создать что-то великое, что переживёт поколения. Результаты его работы отразились не только в требуемых объёмах производства, но и в человеческих судьбах, наполненных перспективами и надеждой.

-3

Одно из самых главных дел жизни Дьяконова — расширение и строительство второй очереди ГАЗа. Но, к сожалению, ему так и не пришлось увидеть его окончание.

Так сложилось, что у Сергея Сергеевича всё было тесно переплетено. Казалось бы, что судьба благоприятствовала ему: блестящий карьерный рост: уже в 34 года — директор крупного завода, счастливый брак, любимая жена и дети. Для тех, кто лично знал Дьяконова, он был умным, добрым, благородным человеком, настоящим русским интеллигентом. Однако в целом его жизнь была сложна и в последние годы проходила в мучительной, острой борьбе за создание и развитие отечественного автомобилестроения.

В апреле 1938 года Сергей Сергеевич был незаслуженно отстранен от руководства предприятием. 18 июля 1938 года его арестовали в Москве, когда он возвращался из Минавтопрома. Незаметные люди из НКВД, бравшие Дьяконова, были на той самой М-1 чёрного цвета, знаменитой "Эмке", что была внедрена в производство в том числе благодаря ему самому. Из доступной информации, которая известна о его деле, становится ясно, что Дьяконов пал жертвой репрессий, которые начались, в промышленности, после смерти Орджоникидзе. Сперва Дьяконова увольняют с ГАЗа, за формулировкой о допущении ошибок в кадровой политике (на заводе "выявили" более 100 "врагов народа"), браке продукции и не выполнении плановых показателей. И только через три месяца последовал арест. Органы побоялись реакции рабочего коллектива завода, которые уважали своего директора. 7 сентября 1938 года Сергей Сергеевич Дьяконов был расстрелян, став жертвой массовых репрессий того времени всего в 39 лет.

Но после долгих лет забвения доброе и честное имя Дьяконова вернулось в нашу историю. В 1956 году он был реабилитирован посмертно. Ныне память о нём продолжает жить в многотысячном коллективе рабочих и ветеранов Горьковского автозавода, в музее ГАЗ, а также в названии одной из центральных улиц нашего Автозаводского района. Многие годы высшей похвалой для ветеранов завода были слова о том, что они прошли школу Дьяконова.