Известный предприниматель , строитель железных дорог, меценат Савва Мамонтов был сыном богатого купца.
В молодости Савва не отличался крепким здоровьем.
Из-за болезни и эпидемии ему не удалось закончить Институт Корпуса горных инженеров в Санкт-Петербурге и вернуться в Москву. Вернувшись из Петербурга , Савва Мамонтов продолжил учебу во 2-й Московской гимназии, но и тут ему пришлось прервать учебу и ехать в Южную Францию лечить легкие минеральной водой, а затем ехать на Швейцарский курорт Интерлакен .В те времена легкие лечили чистым воздухом и хорошим питанием.
Подлечившись, Савва поступает на учебу в Санкт- Петербургский университет, но опять был вынужден прервать учебу и ехать заграницу .Причиной тому послужило все тоже лечение. Он отправляется в Швейцарию для лечения молоком , а затем в Париж для лечения виноградом.
После возвращения Саввы из Европы сведений о его учебы точных нет.Известно только ,что он собирался перевестись из Петербургского университета в Московский, так как по настоянию врачей ему было необходимо избрать для своего места жительства страну теплую, не подверженную частым переменам сухости на сырость и тепла на холод и обратно.
В возрасте 23-х лет Савва Мамонтов отправился на житье в Италию.Чтобы время за границей не проходило даром, по рекомендации отца , Савва стал компаньоном жившего в Милане русского купца А.П.Веденисова, торговавшего в России итальянским шелком.
Живя в Милане, одновременно с торговой деятельностью, Савва брал уроки пения у итальянских учителей.Из воспоминаний Саввы Мамонтова : " Жил я скромно на углу Корсо и одного из незначительных переулков на 2-ом этаже.В летнее время два окна моих были открыты.Два извозчика , которые обычно станционировали внизу, не выносили , когда приходил ко мне маэстро ставить мой голос и уезжали в другой переулок.Конечно ,они не могли понять, что голос мой постепенно улучшался... Мне пришла мысль испытать себя на сцене , и я к великому моему удовольствию был приглашен в один из средних театров в Милане , петь басовые партии в "Норме" и в "Лакреция Борджия".К сожалению, мне это не удалось, так как отец телеграммой вызвал меня в Москву проститься с умирающей тетей.Я конечно выехал и в Милан уже не возвратился"
Анализируя дневниковые записи Саввы в книге А.Н. Некрасова " Савва Мамонтов. Молодые годы" я не встретила ни одной заметки о плохом самочувствии по возвращении его в Россию из Италии. Он пишет только о своих успехах и достижениях в строительстве железных дорог.
Так что , благодаря пению сбылось напутствие отца Саввы Ивана Федоровича Мамонтова: "Будь здоров любезный Савва, будь строго внимателен во всех отношениях к себе, помни твой недуг и бросай его заграницей..."