Автор Л. Л. Тимофеева — канд. пед. наук, доцент кафедры развития образовательных систем Института развития образования, г. Орел
Рассматриваемое в статье направление обучения и воспитания детей дошкольного возраста является относительно новым для дошкольного образования. Вопрос о том, целесообразно ли начинать приобщение детей к финансовой культуре до школы, остается дискуссионным. Для того чтобы читатель смог составить свое мнение по данному вопросу, рассмотрим:
— социально-культурные, общественно-государственные ожидания — заказ государства и общества системе образования;
— основные задачи обучения детей старшего дошкольного возраста, представленные в комплексных и парциальных образовательных программах дошкольного образования;
— возможности, интересы, увлечения и потребности современных дошкольников.
На основе заказа государства и общества системе дошкольного образования в части формирования основ экономической и финансовой грамотности формулируются стратегические, оперативные и тактические цели образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО). В качестве стратегической цели может рассматриваться «воспитание хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом». Программы экономического образования также призваны внести свой вклад в «воспитание человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну» [4].
Для экономического образования на этапе дошкольного детства в качестве оперативной цели выделяют формирование основ «индивидуально-семейной экономической грамотности и элементарных экономических навыков» [4]. Тактические цели приобщения детей к экономической культуре тесно связаны с задачами и предполагаемыми результатами освоения всех образовательных областей, представленными в комплексных образовательных программах дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим результаты обучения и воспитания, составляющие предпосылки формирования финансовой грамотности, на примере образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программы «Детство»:
— ребенок ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками;
— интересуется жизнью семьи и детского сада;
— имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
— активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий;
— бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в нем;
— с готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
— при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата [3].
Таким образом, в содержании комплексных образовательных программ дошкольного образования представлены материалы для формирования у детей всех элементов экономической культуры: соответствующих ценностей, представлений, жизненного опыта, моделей поведения. Одно из главных назначений образования — помощь растущему человеку в обретении смыслов жизни, наполнении их конкретным ценностным содержанием. Парциальные программы, ориентированные на экономическое воспитание дошкольников [4; 2], делают акцент на такие ценности, как труд людей и его результаты, уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие.
Важным направлением обучения и воспитания дошкольников является накопление жизненного (витального) опыта. Опыт в сфере экономической деятельности начинает складываться в рамках становления личностного опыта ребенка, является необходимой составляющей жизненного (витагенного) опыта. Именно собственный, а не чужой опыт, по словам Н. Б. Крыловой, является элементом развития каждого человека. На основе жизненного опыта формируются ценностные установки (В. В. Сериков), личностные функции и свойства индивида (А. В. Зеленцова), умения и способности, социальные навыки и способы поведения (Е. В. Бондаревская). В процессе получения опыта формируются необходимые представления.
В рамках программ, нацеленных на формирование основ финансовой грамотности, происходит конкретизация представлений детей о труде, его продукте, деньгах, товарах и услугах; о цене и стоимости товара, заработной плате; о своем, чужом и общем; о разных местах и учреждениях торговли; денежных знаках России; о разных видах рекламы, ее назначении; о доходах и расходах, бюджете семьи.
Таким образом, мы рассмотрели вопрос о том, в какой мере актуально экономическое образование до школы с точки зрения заказа государства и общества системе образования, определили взаимосвязь целей данного направления обучения и воспитания дошкольников и основных задач организации образовательной деятельности, представленных в комплексных программах дошкольного образования. Остается важный вопрос: в какой мере содержание программ, нацеленных на формирование предпосылок финансовой грамотности, соответствует возможностям, интересам, увлечениям и потребностям современных дошкольников? Авторы программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» выделяют личностные и психические новообразования, определяющие готовность детей 5—7 лет к обучению по данному направлению: произвольность поведения; способность к децентрации; активное освоение мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним, формирование ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности [4].
В старшем дошкольном возрасте достигает пика своего развития сюжетно-ролевая игра, дети активно играют в игры, имеющие экономическую подоплеку («Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Ателье» и др.). Старшие дошкольники начинают осмысленно заявлять о своих потребностях, интересоваться вопросами финансов, способами покупки товаров, у них формируется ценностное отношение к предметам, труду.
Вопрос о соответствии возрасту и эффективность экономического образования детей дошкольного возраста во многом определяются выбором форм и методов организации детских видов деятельности. Предлагаем рассмотреть назначение различных форм работы на примере построения тематической недели «Что такое экономика?» [3] в подготовительной к школе группе.
Образовательная деятельность в рамках тематической недели нацелена на решение следующих задач:
— содействовать формированию первичных социальных компетенций детей, основ финансово-экономического мышления;
— знакомить с понятиями «личные» и «семейные финансы», «продукт», «товар», «цена», «качество», формировать начальные представления о финансовом мире;
— обогащать представления о содержании деятельности людей различных профессий;
— учить объективно воспринимать рекламу;
— обогащать словарный запас, знакомить с некоторыми финансово-экономическими понятиями;
— способствовать формированию разумных экономических потребностей, умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
— воспитывать бережливость, деловитость, рациональное поведение в отношении простых обменных операций, стимулировать потребность к накоплению, полезным тратам;
— воспитывать уважение к труду, добросовестное отношение к нему, приобщать к ценностям оценки результатов труда.
Для решения данных задач используются простые (игровые ситуации, дидактические игры и игровые упражнения, наблюдения, эксперименты, конструирование, рисование, аппликация) и составные (экскурсии, виртуальные путешествия, образовательные ситуации, детские лаборатории, деловые игры, квесты) формы организации совместной деятельности.
Так, обыгрывание различных сюжетов в игровых ситуациях позволяет детям научиться анализировать жизненные ситуации, определять необходимые знания, применять жизненный опыт для того, чтобы правильно действовать в них. Подобно сюжетно-ролевым играм, игровые ситуации требуют принятия ролей, выполнения ролевых действий, использования атрибутов, применения коммуникативных умений. Но у игровых ситуаций есть существенное отличие от сюжетно-ролевых игр. В самостоятельной игровой деятельности, в которой правила неявны, нет определенной цели, сюжет развивается спонтанно, целенаправленное обучение неэффективно (Д. Б. Эльконин). Игровые ситуации выстраиваются вокруг определенных игровых (познавательных, практических) задач, проблемных ситуаций, поэтому игровое взаимодействие приобретает направленность на их решение, имеет выраженный обучающий и воспитательный эффект. Пример конспекта игровой ситуации представлен в приложении к данной статье.
Дидактические игры позволяют систематизировать полученные детьми представления, учат дошкольников применять их для решения игровых задач. Важно отметить, что обучающий и развивающий эффект таких игр во многом зависит от соблюдения структуры игры: сюжетная основа, игровая задача, игровые действия (см. приложение). Без сюжетной основы исчезает игровая составляющая, играющие не могут самостоятельно сформулировать игровую задачу, подобрать игровые действия. Есть и другие важные условия эффективности использования дидактических игр: игровые задачи должны постоянно усложняться; необходимо обеспечить рост самостоятельности детей на каждом этапе игры — анализ сюжета, постановка задачи, выбор игровых действий, составление заданий для игры.
Среди современных форм организации детских видов деятельности стоит выделить виртуальные путешествия. При помощи компьютера дети могут побывать в различных музеях, в разных уголках Земли, понаблюдать за деятельностью представителей знакомых и незнакомых профессий. Понятие «виртуальное путешествие» также используется в более привычном смысле — как воображаемое путешествие. Также относительно новыми для дошкольного образования являются квесты и деловые игры (см. приложение).
Приложение
Игровая ситуация «Как работает пиццерия?»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи
Содействовать формированию у детей первичных социальных компетенций, основ финансово-экономического мышления.
Создавать условия для актуализации и применения начальных представлений о приготовлении различных блюд, о бытовой технике, мебели, посуде, о работе предприятий общественного питания, дополнять и конкретизировать представления детей.
Обогащать представления о деятельности людей различных профессий.
Учить определять необходимые роли, выполнять игровые действия.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Оборудование и материалы: для игровых уголков «Магазин», «Семья», карточки для дидактических игр, материалы для рисования.
Ход игры
Педагог приглашает детей отправиться в пиццерию. Проводится беседа:
— Что нам понадобится, чтобы организовать игру?
— Представители каких профессий работают в пиццерии? (Поставщик продуктов, повар, официанты, кассир, доставщики пиццы, уборщик.)
— Какое оборудование игровых уголков мы можем использовать?
— Какие продукты необходимы для приготовления пиццы?
— Какие еще блюда подают в пиццерии?
— С чего мы начнем игру?
Сюжет 1. «Подготовка к открытию»
Выступая в роли хозяина (директора), воспитатель проводит совещание, обсуждает с ребятами, что им необходимо приобрести для открытия пиццерии. Дошкольники рассматривают оборудование игрового уголка, отмечают, какое оборудование, бытовую технику, мебель, посуду нужно купить. Дети вспоминают, в каких магазинах продается все необходимое. Организуется обыгрывание выбора и приобретения столов, стульев, скатертей, техники, посуды, салфеток, продуктов. Взрослый обращает внимание воспитанников на то, как много сил и средств необходимо для подготовки к открытию пиццерии.
Играющие расставляют оборудование, принимают участие в беседе.
— У нас есть духовки, мебель, посуда. Как вы думаете, это все, что необходимо для работы пиццерии?
(Педагог подводит детей к идее, что для работы пиццерии необходим персонал.)
— Как можно подобрать специалистов для работы?
— Как выбрать хороших работников?
— Какого поставщика продуктов нужно выбрать? (Того, кто продает свежие продукты по доступной цене.)
Также дети рассуждают о выборе поваров, кондитеров, официантов, кассиров.
Сюжет 2. «Собеседование»
Дети выбирают роли и от имени представителя той или иной профессии принимают участие в собеседовании. Остальные играющие задают вопросы о том, как новый работник будет выполнять свои обязанности. «Повар» рассказывает о том, как будет готовить разные виды пиццы, салаты, десерты. «Официанты» сообщают, как будут обслуживать посетителей, демонстрируют, как будут общаться, знакомить гостей с ассортиментом пиццерии, помогать сделать выбор. «Доставщики» делятся идеями о том, как быстрее привезти пиццу заказчикам, называют транспортные средства, которые можно использовать.
Воспитатель от имени работодателя задает вопросы об опыте работы, о личностных качествах человека (аккуратность, вежливость, внимательность, старательность и др.). Педагог отмечает, что немало усилий уходит на подбор персонала. Ребята рассказывают о том, что они знают об оплате труда, о зависимости оплаты от умений и стараний работника, качества его работы.
Сюжет 3. «Реклама пиццерии»
Взрослый берет на себя роль руководителя пиццерии, предлагает детям обсудить основное блюдо.
— Какую пиццу мы будем готовить?
— Как будет называться пицца, для наполнения которой используются только разные виды сыра? (Дошкольники учатся образовывать название блюда по его ингредиентам.)
— Почему эта пицца называется «Морская»? (Ребята рассматривают изображение пиццы, высказывают предположения.)
— Какую пиццу заказал бы каждый из вас? Почему?
В рамках развития сюжета проводятся дидактические игры, играющие рассматривают изображения разных блюд.
«Найди различия»: дети выявляют отличия в ингредиентах, оформлении, посуде.
«Что общего?»: ребята стараются найти общий продукт во всех блюдах.
«Как называется?»: играющие придумывают названия блюда, ориентируясь на его ингредиенты, внешний вид, сходство со знакомыми блюдами.
«Раздели на группы»: дошкольники объединяют блюда в группы по разным основаниям — основные ингредиенты, полезные блюда, первые, вторые блюда и десерты и т. п.
Воспитатель отмечает, что дети много знают о разных блюдах и смогут помочь решить еще одну важную задачу — придумать рекламу для открывающейся пиццерии. Проводится беседа.
— Для чего нужна реклама?
— Как люди могут познакомиться с рекламными сообщениями? (По телевидению, радио, в Интернете, на доске объявлений, рекламных постерах, раздаваемых на улице.)
— Что можно нарисовать на рекламном плакате?
— Что нужно рассказать о нашей пиццерии, чтобы заинтересовать людей, вызвать у них желание побывать в ней?
— Какие слова вызовут у вас желание прийти в пиццерию? (Вкусно, быстро, недорого, красиво, весело, полезно.) Составьте предложения с этими словами для рекламы.
На основе высказанных идей ребята рисуют рекламные листовки. По готовым работам юные дизайнеры рассказывают, что они изобразили, чем хотят заинтересовать людей, что, по их мнению, нужно написать на листовках. Также дети рисуют или оформляют средствами аппликации меню для пиццерии.
Сюжет 4. «Открытие пиццерии»
Выступая в роли руководителя, взрослый приветствует детей, взявших на себя роли работников пиццерии, помогает организовать игровое взаимодействие. Обыгрываются:
— приход поставщика продуктов, выбор необходимых ингредиентов для разных блюд;
— приготовление пиццы, салатов, десертов;
— празднование открытия пиццерии (торжественное открытие, подарки посетителям, обсуждение с гостями впечатлений от посещения новой пиццерии);
— обслуживание официантами и кассирами посетителей пиццерии (посетители читают меню, официанты придумывают способы фиксации информации, запоминания заказов);
— доставка пиццы (прием заказа, обсуждение адреса доставки).
Дети могут попробовать себя в разных ролях. Взрослый стимулирует применение в игре знаний о профессиональных действиях поваров, кассиров, официантов, о способах оплаты заказа. Также актуализируются и применяются в игровом взаимодействии представления о правилах этикета, нормах общения, педагог учит активно использовать вежливые слова и выражения, высказывать просьбы и пожелания.
По итогам игрового взаимодействия дошкольники делятся впечатлениями, отвечая на вопросы:
— Какая роль показалась вам самой интересной?
— Как вам кажется, у кого самая легкая работа?
— Легко ли работать поваром (кондитером, официантом, кассиром)? Какая из этих профессий не требует внимания (точности, аккуратности)?
(Воспитатель подводит детей к пониманию того, что в каждой работе нужны все эти важные качества, необходимо быть ответственным, трудолюбивым.)
— Что произойдет, если в пиццерии не будет представителей одной из названных профессий — официантов (повара, уборщика, руководителя)?
Также педагог предлагает обсудить, что ребята узнали о работе пиццерии:
— Кто может рассказать, на что расходуются деньги при подготовке пиццерии к открытию?
— Можно ли сказать: чтобы получить доход от работы пиццерии, сначала нужно израсходовать много денег?
— Какие расходы необходимы, чтобы пиццерия работала?
— Откуда пиццерия получает доход?
— Для чего нужна была реклама пиццерии?
— Откуда берут деньги посетили пиццерии? Как вы считаете, они учитывали посещение пиццерии при планировании семейного бюджета?
— Как бы вы предложили улучшить работу нашей пиццерии?
Дидактическая игра «Товары и услуги»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи
Учить детей понимать суть игровой задачи.
Уточнить представления о том, что такое товары и услуги, учить различать их.
Учить применять освоенные представления для решения игровой задачи, составления заданий.
Формировать умение путем рассуждения находить правильный ответ, аргументировать свой выбор.
Способствовать развитию связной речи.
Оборудование и материалы: карточки с сюжетными изображениями, иллюстрированные книги с детскими сказками и рассказами.
Ход работы
Сюжетная основа
Воспитатель сообщает детям, что герои знакомых сказок просят помочь им. Для этого ребятам нужно вспомнить, что называют товарами, а что — услугами.
Дошкольники могут сказать, что товары — это различные предметы, которые изготавливают, а затем продают. Услуги — это работа, которую одни люди выполняют для других.
Организуется обсуждение: «Для чего мы покупаем различные товары? Приведите примеры. Почему нам бывают нужны различные услуги?»
Игровая задача
Играющим предлагается рассмотреть сюжетные картинки, определить, какие герои сказок производят товары, а какие — оказывают услуги.
Игровые действия
Дети работают в парах, получают карточки — иллюстрации к эпизодам знакомых сказок. Нужно назвать знакомые произведения, героев сказки, решить игровую задачу, доказать правильность своего ответа.
Также ребята могут назвать представителей профессий, которые обычно производят товары или оказывают услуги, изображенные на карточках.
Примеры заданий и ответов
Э. Успенский «Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина». Почтальон оказывает услугу — разносит письма.
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Мальвина учит Буратино писать — это услуга. Обычно детей обучает письму учитель. Буратино продает свою азбуку. Азбука — это товар.
Если дети уверенно ориентируются в ситуациях и дают преимущественно правильные ответы, можно предложить им более сложные задания.
В. Сутеев «Кот-рыболов». Дети могут рассуждать о том, что пойманная котом рыба может являться товаром. Но он не собирается ее продавать, он оказывает услугу своим знакомым — медведю, волку и лисе.
Ш. Перро «Красная Шапочка». Мама Красной Шапочки печет пирожки. При этом мама выступает в роли пекаря. Поскольку пирожки пекутся не для продажи, их нельзя назвать товаром. Девочка несет пирожки бабушке — это услуга. Специалиста по доставке заказов называют курьер.
По итогам игры у играющих получается две группы карточек — «Товары» и «Услуги». (Также можно выделить группу, объединяющую остальные карточки.) Педагог предлагает воспитанникам дополнить каждую группу своими примерами. Также ребята самостоятельно придумывают задания для игры. Для этого им нужно рассмотреть иллюстрации знакомых книг, выбрать подходящие эпизоды сказок, рассказов. Дети по очереди дают друг другу задания, оценивают полученные ответы. Воспитатель учит их обосновывать свое мнение, культурно вести дискуссию, высказывать согласие или несогласие с собеседником.
Деловая игра «Семейный бюджет»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи
Формировать у детей начальные представления о доходах и расходах семьи, личных и семейных финансах.
Актуализировать представления о товарах первой необходимости, способах экономии ресурсов, знакомить со способами экономии денежных средств.
Знакомить с жанром деловой игры, учить принимать участие в обсуждении.
Учить брать на себя роли, применять в игре освоенные представления, жизненный опыт.
Способствовать формированию разумных экономических потребностей, умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
Воспитывать бережливость, деловитость, рациональное поведение.
Оборудование и материалы: карточки с изображениями членов семьи, товаров, услуг, игрушечные деньги, рисунки детей на тему «Экономия природных богатств» и выполненные ими поделки из бросовых материалов.
Ход работы
Мотивационно-ориентировочный этап
Педагог рассказывает: «Семья моих друзей планирует отправиться на отдых к морю. Они изучили свой семейный бюджет и пришли к выводу, что они не могут поехать к морю. Дети очень расстроились. Как вы думаете, сможем ли мы помочь моим знакомым?» Желание ребят помочь, применить свои знания может стать мотивационной основой предстоящей познавательно-исследовательской деятельности.
Поисковый этап
Организуется обсуждение:
— Что нам нужно сделать, чтобы помочь?
— Что такое семейный бюджет?
— Почему, изучив свой бюджет, семья пришла к выводу, что не сможет поехать на море?
— Как можно изменить семейный бюджет?
Обобщая высказанные идеи, воспитатель формулирует цель предстоящей работы — выяснить, как можно помочь друзьям. Взрослый предлагает план действий:
— выяснить, из чего складывается семейный бюджет;
— найти способ изменить семейный бюджет;
— дать совет друзьям.
Взрослый помогает воспитанникам придумать и выполнить рисунки для обозначения пунктов плана, приглашает их разобраться в ситуации.
Практический этап
Игровая ситуация «Из чего складывается семейный бюджет?»
Педагог знакомит детей с понятиями «доход» и «расход», предлагает выяснить, какие доходы есть у семьи.
Дети получают игрушечные деньги, выбирают роли членов семьи. От имени своего персонажа каждый рассказывает, какой вклад он вносит в семейный бюджет. Отвечая на вопросы, ребята рассказывают о профессиях взрослых, о том, за что они получают зарплату: какие товары они производят, какие услуги оказывают. Воспитатель дополняет ответы о доходах членов семьи, предлагает детям сложить все игрушечные монеты в общую копилку.
Организуется обсуждение:
— Как бы вы объяснили, что такое доход семьи, из чего он складывается?
— Можем ли мы, узнав о доходах семьи, сделать вывод о том, хватит ли им средств для поездки на море?
— Почему этой информации недостаточно? Что еще нам необходимо знать?
Обобщая ответы, взрослый предлагает выяснить, что такое расходы, на что расходуются доходы семьи.
Дидактическая игра «Товары и услуги»
С опорой на карточки играющим нужно привести примеры товаров и услуг, на которые семья расходует средства из семейного бюджета. Остальные участники оценивают правильность отнесения выбранного примера к категориям «Товары» и «Услуги», высказывают свое мнение, аргументируют согласие или несогласие с отвечающим.
Взрослый проводит беседу по итогам игры:
— Что вы можете сказать, много ли у семьи расходов?
— На что мы расходуем деньги?
— Что будет, если расходы семьи превысят ее доходы?
— Для чего нужно планировать семейный бюджет?
— Можно ли уменьшить количество расходов?
Аналитическая работа «Как уменьшить расходы?»
Педагог предлагает воспитанникам объединиться в группы, каждая из которых получит свое задание. Рассматривая выбранные в ходе игры карточки с изображениями товаров и услуг, свои работы с идеями по экономии природных богатств («Как беречь воду?», «Как экономить электричество?» и др.), различные поделки, группам нужно сформулировать идеи о том, как можно уменьшить расходы семейного бюджета. При необходимости воспитатель напоминает членам первой группы понятие «товары и услуги первой необходимости», проводит с ребятами беседу:
— Как выбирают такие товары?
— Без чего не может обойтись семья?
— На покупке каких товаров нельзя экономить?
Для ребят второй группы проводится беседа:
— Почему необходимо бережно относиться к природным богатствам?
— Как такое отношение поможет уменьшить расходы?
— Какие правила экономии воды, электричества вам известны?
С целью актуализации знаний детей третьей группы может быть организовано обсуждение таких вопросов:
— Что общего у всех этих предметов? (Они изготовлены из бросовых материалов.)
— Какие проблемы экологии и экономики помогает решить их создание? (Проблемы увеличения количества мусора, экономии ресурсов и уменьшения расходов на покупку различных предметов.)
— Что еще можно делать своими руками, чтобы уменьшить расходы?
Педагог помогает каждой группе сформулировать выводы.
Рефлексивно-оценочный этап
Детям предлагается рассмотреть составленный ими план, пояснить, что удалось сделать, как они искали ответы на вопросы. Ребята формулируют совет семье друзей воспитателя о том, как можно спланировать семейный бюджет, чтобы хватило средств на поездку к морю.
Последующая работа
В дальнейшем дошкольники вместе со взрослыми включаются в самонаблюдение «Снижение расходов».
Источники
- Герасименко С. В., Маркушевская Е. А., Шайкина И. П. и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». Волгоград: ГАОУ СПО «ВСПК», 2014.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
- Тимофеева Л. Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы. 6—7 лет: метод. пособие. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021.
- Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5—7 лет [Электронный ресурс]. — URL. https://fincult.info/prepodavanie/base/doshkolnoe-obrazovani/8461/