Закрываю гештальт с доходами и расходами федерального бюджета за январь-август 2024 года. Минфин опубликовал предварительные оценки, получил профицит по итогам месяца, но картина не выглядит оптимистичной. Начну с цифр, резюмирую ситуацию в итогах.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Бюджет собрал 3,3 трлн руб. в августе в сравнении с июльскими 2,7 трлн руб. Больше в этом году приходило только в марте: 3,7 трлн руб. Поддержали дивиденды Сбербанка, которые перечислили из ФНБ: 0,4 трлн руб. Доходы были бы меньше без этого платежа: 2,9 трлн руб.
Результат с начала года: 23 трлн руб. в сравнении с 17 трлн руб. за 8 месяцев 2023 года. Бюджет собрал 17,6 трлн руб. в январе-августе 2022 года.
Оценка динамики с учетом инфляции: +25,4% к 2023 году и +7,1%/год к 2022. Инфляция за аналогичные периоды: 9,3% и 6,8%/год. Номинальные доходы 2024 года выросли относительно 2022 года на величину, близкую к инфляции.
Осталось собрать 12 трлн руб. до плана по году 35,1 трлн руб. за оставшиеся 4 месяца или 3 трлн руб./мес. Маловероятный результат, если смотреть на цифры мая-июля.
Нефтегазовые доходы августа: 0,8 трлн руб. в сравнении с 1,1 трлн руб. в июле. Не платился НДД, последнее поступление 2024 года по итогам 3 квартала в октябре. Сократилась с 40,7% в июле до 23,7% в августе доля нефтегазовых доходов. Цифра за 8 месяцев: 32,8%.
План 2024 года 11 трлн руб. выполняется при среднем курсе 90 руб./$ и цене Brent $81 до конца года или 103 руб./$ и $72. Отстаем на 0,2-0,5 трлн руб. при текущих котировках рубля и нефти.
Вырос НДС в августе: 1,1 трлн руб. в сравнении с 0,8 трлн руб. в июле. Похожая картина была в 2023 году: просадка в июле, рост в августе и сентябре.
Показала сокращение внутреннего НДС в июле Росказна, но цифра выше уровня 2023 года. Импортный НДС держится около отметки 400 млрд руб. Сложности с внешними расчетами не сказались на импорте. Отдельный вопрос – случился бы больший рост импорта без сложностей с платежами и логистикой.
Остается 4,6 трлн руб. до плана по году 13 трлн руб.: 1,1 трлн руб./месяц. Идем без запаса: провал в сентябре-декабре может привести к отставанию.
Ровно идет налог на прибыль: 178 млрд руб. в июле и 1,3 трлн руб. с начала года. Годовой план по налогу на прибыль: 2,1 трлн руб. Выходим на цифру при поступлениях 171,4 млрд руб./месяц.
Ненефтегазовые доходы и дефицит
Ненефтегазовые доходы поддержал рост НДС и дивиденды Сбербанка: 2,5 трлн руб. в августе в сравнении с 1,6 трлн руб. в июле. Остается 8,6 трлн руб. до годового плана 24,1 трлн руб. Нужно собирать 2,2 трлн руб./месяц в сентябре-декабре. Низкая вероятность выйти на плановую цифру, если исключить 0,4 трлн руб. дивидендов Сбербанка в августе и сравнить с динамикой сентября-декабря 2023 года и апреля-июля 2024 года. Можем отстать на 0,2-0,5 трлн руб.
Август показал профицит 0,8 трлн руб. Сократился до 0,3 трлн руб. дефицит с начала года. Помогли рост доходной части из-за дивидендов Сбербанка и ограничение трат: расходы составили 2,5 трлн руб. в сравнении с 3,2 трлн руб. в июле и 2,7 трлн руб. в июне.
Нетто-выручка Минфина на аукционах ОФЗ с начала года с учетом сентября: 0,7 трлн руб. Собрали 1,8 трлн руб., погасили старые выпуски на 1,1 трлн руб. Оценю ситуацию с дефицитом далее.
Итоги
Попробую разобраться с итогами по году: какой может получиться дефицит и за что даст профинансировать эту цифру. Возьму за основу данные ГИИС Электронный бюджет по плановым расходам на 2024 год: 38,1 трлн руб. в сравнении с летним обновленным планом 37,2 трлн руб. Потратили 23,4 трлн руб. за 8 месяцев, осталось 14,7 трлн руб. или 3,7 трлн руб./месяц.
Собрал 3 сценария:
- Оптимистичный: получается собрать плановые доходы 35,1 трлн руб. по итогам года. Расходы остаются на уровне 38,1 трлн руб. ФНБ не получает 1,1 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов, уходят на финансирование дефицита. Минфин ставит и выполняет план привлечения 1,5 трлн руб. по номиналу на 4 квартал. Придется забрать из ФНБ еще 0,2 трлн руб., останется 4,7 трлн руб. в ликвидной части без учета переоценки и инвестирования средств фонда.
- Базовый: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы отстают от плана суммарно на 0,4 трлн руб. Доходы по году сокращаются до 34,7 трлн руб. Расходы остаются на уровне 38,1 трлн руб. Минфин ставит план 1,5 трлн руб. на 4 квартал, собирает 0,9 трлн руб. по номиналу. Дополнительные нефтегазовые доходы остаются на финансирование дефицита, забирают еще 1,1 трлн руб. из ФНБ. Остается 3,8 трлн руб. в ликвидной части без учета переоценки и инвестирования средств фонда.
- Негативный: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы отстают от плана суммарно на 1 трлн руб. Доходы по году сокращаются до 34,1 трлн руб. Расходы увеличиваются на 1 трлн руб., до 39,1 трлн руб. Минфин ставит план 1,5 трлн руб. на 4 квартал, собирает 0,6 трлн руб. по номиналу. Дефицит закрывают дополнительные нефтегазовые доходы и 3 трлн руб. из ФНБ уходят на закрытие дефицита. Остается 1,9 трлн руб. в ликвидной части без учета переоценки и инвестирования средств фонда.
Остаток ликвидной части ФНБ в негативном сценарии могут забрать заранее на финансирование дефицита в 2025 году, направить часть средств на инвестпроекты. Рискуем остаться без ликвидной части ФНБ к концу 2024 – середине 2025 года. Деньги останутся, если бюджету снова повезет: подорожает нефть и ослабнет рубль.
Ситуация усложнится, когда закончится ликвидная часть:
- Минфину придется агрессивно занимать на рынке, что будет давить на котировки ОФЗ.
- Задумаются о продаже акций Сбербанка, ВТБ и Аэрофлота из ФНБ. Могут перебросить на баланс Банка России, что по факту будет денежной эмиссией.
Отдельная история с расходами до конца года: высокие темпы трат могут снова разогнать инфляцию.
Дождусь проекта бюджета на 2025 год, чтобы оценить перспективы.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.