Найти тему
Финансовый Результат

SAP и разрыв шаблона – 2

Оглавление

SAP достаточно сильно отличается от 1С. Если пользователь продолжительное время работал только в 1С, то для эффективной работы в SAP нужно определённое время на перестройку. Это не только время на изучение инструкций, но также на привыкание к системе.

Некоторые вещи в SAP с точки зрения пользователя отличаются настолько сильно, что можно испытать когнитивный диссонанс, который часто называют просто разрывом шаблона. Почему так происходит, рассматривали в предыдущей статье.

В этой статье хотел бы продолжить описание особенностей SAP, вызывающих разрыв шаблона у пользователей. Также хотел бы сделать небольшое отступление по мотивам комментариев к предыдущей статье, после прочтения которых сложилось впечатление, что многие комментаторы то ли читали статью по диагонали, то ли вообще не читали, либо решили сами что-то додумать.

Данная статья, как и предыдущая, сравнивает пользовательский опыт при работе в 1С и SAP в определённых ситуациях, и ничего более. Если в тексте чего-то нет, не нужно это додумывать. Если в статье сказано, что в какой-то ситуации работать в SAP менее удобно по сравнению с 1С:

  • это не значит, что статья о том, что SAP плохой или хуже, чем 1С;
  • это значит, что статья о том, что пользователю в этой ситуации менее удобно работать в SAP по сравнению с 1С.

Вроде бы очевидная вещь, но, вдруг, для кого-то будет открытием.

Если какие-то вещи для пользователя в SAP угловатые и деревянные по сравнению с 1С, то мне всё равно, почему так получилось (SAP не только для бухгалтеров, в SAP другая архитектура и т.п.). Оттого, что все узнают причины, эти вещи не станут менее угловатыми и деревянными.

Итак, продолжим описание особенностей работы в SAP, которые могут вызвать разрыв шаблона у пользователя после 1С.

Нельзя ничего изменить или удалить

Когда ничего нельзя изменить или удалить, на помощь приходят они – реверсные транзакции
Когда ничего нельзя изменить или удалить, на помощь приходят они – реверсные транзакции

Фирменная "фишка" SAP. Если документ проведён, его нельзя исправить или удалить, никак, вообще нельзя. Единственное, что можно править, – это поле для комментариев, но некоторые закрывают для редактирования и его.

В 1С тоже можно настроить процесс так, чтобы после проведения нельзя было внести правки в документ. Но базовым вариантом в 1С всегда было наличие возможности редактировать и помечать на удаление документы после их проведения. В SAP же базовым вариантом является невозможность что-либо удалить или отредактировать после проведения.

На самом деле, в SAP тоже есть возможность исправлять и удалять введённые данные, но она не предоставляется обычным пользователям. В случае крайней необходимости такие правки вносятся уже на уровне администраторов системы.

Как же тогда исправить ошибку в SAP? Для этого есть реверсные транзакции, которые формируют сторнирующие проводки на основании выбранного документа. Неважно, какая именно ошибка в документе (не тот контрагент, счёт учёта или статья затрат, что-нибудь ещё), хотите что-то исправить – делайте сторно документа целиком и проводите заново.

Кстати, в SAP нет универсальной реверсной транзакции, их несколько, каждая под определённый тип документов. Так что, если знаете, как реверсить один тип документа, не факт, что эти знания будут применимы к другим документам.

Иногда журнал документов в SAP может целиком состоять из повторяющихся попыток провести документ, последующих реверсов и наконец-то получившегося правильного документа. В результате работа бухгалтера в SAP временами может напоминать двоечника, который переписывает работу до тех пор, пока не получится правильный вариант.

Подобный порядок корректировки документов может приводить к нерациональному использованию ресурсов системы. Поэтому разработчики SAP, как смогли, предложили пользователям способ минимизировать реверсы. Способ называется Simulate.

Кнопка Simulate выделена красной рамкой
Кнопка Simulate выделена красной рамкой

Sumulate – это кнопка в документе, которая показывает, какие проводки сделает документ, если его провести. Результат, конечно, и близко не стоит с возможностью в 1С провести документ, запустить все отчёты, а потом, если что-то записалось не так, скорректировать документ и перепровести правильно.

Но, всё же лучше, чем ничего. Simulate показывает не все аналитики, поэтому не является панацеей от реверсов, но может помочь снизить их количество.

Клиринг

Что это за красные кружочки слева?
Что это за красные кружочки слева?

Как проводится оплата поставщику в 1С? Открывается документ оплаты, выбирается контрагент, договор и документ расчётов. Если по этому контрагенту есть поступление, которое закрывается этой оплатой, то система сама делает зачёт оплаты и поступления. Остаётся запустить оборотку или анализ по счёту и проверить, что всё проведено корректно.

Аналогично с предоплатой, только зачёт осуществляется при проведении поступления. В исключительных случаях используется документ Корректировка долга.

В SAP процесс устроен иначе, используются Open Items или открытые позиции. Открытые позиции используются не на всех счетах, а только на тех, где это имеет смысл, например, на счетах учёта расчётов они нужны, а на счетах учёта затрат нет.

Как происходит процесс? Отдельно проводится поступление, отдельно проводится оплата, но никакого зачёта не происходит. Если сформировать отчёт по поставщику, то будет 2 открытых позиции, например:

  • - 100 – поступление от поставщика
  • + 100 – оплата поставщику

Итоговое сальдо будет 0, но эти позиции будут не закрыты. Для того, чтобы закрыть эти позиции используются клиринговые транзакции. Открытые (незаклиренные) позиции обозначаются красным индикатором, закрытые (заклиренные) – зелёным.

Результат клиринга. Документы, прошедшие клиринг, обозначены зелёным.
Результат клиринга. Документы, прошедшие клиринг, обозначены зелёным.

Как и с реверсами, универсальной клиринговой транзакции нет, их несколько, каждая под определённый тип документов.

После 1С, конечно, непривычно, что нужно дополнительно с помощью отдельной транзакции сопоставлять оплаты и поступления, но, в целом, работать можно.

Кстати, если нужно сделать реверс документа, по которому уже сделан клиринг, то сначала нужно отменить клиринг специальной транзакцией, а уже потом делать реверс расклиренного документа. Что добавляет еще один плюс в копилку "большой любви" к реверсам.

Разные транзакции для предоплаты и постоплаты

-6

Снова рассмотрим процесс отражения в 1С оплаты поставщику. В системе используется 1 тип документа, который в зависимости от вводных на выходе может использовать как субсчёт для предоплаты, так и для постоплаты, или даже оба сразу.

В SAP такого нет. Если бухгалтер знает, что проводимый платёж является предоплатой, то нужно использовать одну транзакцию, для постоплаты – другую. Иногда бывает, что по каким-то причинам предоплата уже после проведения может оказаться постоплатой или наоборот. Что же тогда делать?

Правильно – реверсим документ и проводим заново.

Уже сделан клиринг? Придётся отменять его, потом реверсить документ и проводить заново.

Так как в SAP главенствует принцип "если что-то сделано неправильно, реверсим целиком и проводим всё заново правильно", пользователи очень "любят" подобные корректировки из предоплаты в постоплату и наоборот.

В результате корректировка, которая в 1С выполняется за несколько манипуляций и 2-3 минуты, в SAP может занять около часа.

***

Некоторые вещи в SAP сделаны действительно неудобно с точки зрения пользователя, на них приходится тратить много времени по сравнению с 1С. Также сильное влияние на удобство работы оказывает уровень локализации системы. Но практика показывает, что к SAP можно достаточно быстро привыкнуть и эффективно в ней работать даже с не самым высоким уровнем локализации.