Не знаю, как Вам, а мне нравится история, со школы еще. А еще люблю наш город. И обожаю историю нашего города.
И если знать в какую сторону смотреть и хорошенько приглядеться, то можно увидеть другую Москву, к примеру Москву царя Бориса.
Какого Бориса? – спросите Вы. А того самого: Бориса Годунова (а Вы о ком подумали?).
Трудно поверить, но не смотря на старания людские, сохранились еще места, хранящие память о первом царе не Рюриковиче.
Начну с самой знаковой и известной постройки. Колокольня Ивана Великого (Иван Великий).
К слову сказать, колокольня была построена еще до Годунова. Он в конце ХVI в. приказал надстроить ее. В результате в 1600 году высота столпа вместе с крестом достигла 81 м.
Тогда же под куполом появилась надпись: Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их.
На протяжении двух веков “Иван Великий” оставался самым высоким зданием на Руси.
Белый Город.
Да, был такой «город» в городе Москве. И окружен он был белой крепостной стеной, третьей после Кремля и Китай-Города.
Считается, что название этой местности пошло от цвета стены. Другая версия объясняет название тем, что в XVI—XVII вв. здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, и земля, занятая их дворами называлась «белой» — то есть была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «чёрные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев. В общем жили здесь «белые люди», а не чернь какая-то.
Так вот строительство каменных стен началось по решению правительства, возглавляемым Борисом Годуновым. Деревянные то стены сгорели в 1571 году при набеге крымских татар.
Ныне на месте этой цитадели обустроено Бульварное кольцо. Названия площадей: Арбатские ворота, Никитские ворота, Покровские ворота и др. – память о разрушенных башнях-воротах. Кстати: Белгородский проезд своим названием тоже обязан Белому городу (а не городу Белгород).
Хотите представить, как сооружение выглядело – езжайте в Смоленск. Смоленская крепостная стена – близнец Белого города (время постройки то же и зодчий один – Федор Савельев, по прозвищу Конь).
А в Москве фрагмент фундамента стены нашли на Хохловской площади, при очередном строительстве чего-то.
Новодевичий монастырь. Один из красивейших московских монастырей связан с важнейшими политическими и военными событиями русской истории. Одно из них - избрание Бориса Годунова на царство 21 февраля 1598 года.
С тех пор он проникся этим местом, очень много вкладывая в строительство и ремонт. В конце XVI века именно при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен.
Донской монастырь.
Он основан в 1591 г. в дни царствования Фёдора Иоанновича (третий сын Иоанна Грозного). Считается, что был он умом слабый, смирением обложенный. Так, что царствовать то он царствовал, а вот правил страной Борис Годунов.
В этот год решил крымский хан Казы-Гирей сходить в поход на Москву. Пожечь, пограбить, да и народишку в полон увести, чтобы потом в Каффе (Феодосии) продать на невольничьем рынке за дорого. Не, ну, а что: выгодный бизнес.
Да вот незадача: на пути крымцев встали отряды бояр Мстиславского и Годунова. Помолясь перед Донской иконой Божией Матери (той самой, которой Сергий Радонежский благословил когда-то Дмитрия Донского на Куликовскую битву), стрельцы дали бой.
Толи заступничество Богородицы, то ли гром русских пушек "навел шороху", да только хан с ордой ночью бежал.
Москва была спасена. В честь одержанной победы, на месте военного лагеря и была основана обитель. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей.
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым
Хорошо Хорошёво, да не наше – царево!
Годуновы были людьми небедными и имели обширные владения. Злые языки с завистью говорили, что у Бориса Годунова столько земель, что он один может выставить рать в сто тысяч человек.
Одна из загородных резиденций находилась на берегу Москва-реки в селе Хорошёво.
От былого величия остался лишь -Храм Живоначальной Троицы.
Построен в 1598 году по повелению Бориса Годунова в его вотчине, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём.
Борисовская плотина.
Приятно знойным московским днем убежать из бетонных джунглей и отдохнуть на берегу пруда. Одним из таких мест являются Борисовские пруды.
Первое упоминание о пруде в официальных документах относится к 1600 году.
После победы над ханом Казы-Гиреем, боярин Борис Годунов был обласкан царем и одарен большими угодьями, в том числе и поблизости от царской резиденции в Коломенском.
В результате к уже и без того обширным поместьям, царедворцу достались земли по берегам небольших речушек Язвенки, Городни и Чертановки, а заодно и расположенные на этих землях деревни Черная Грязь, Шипилово, Овражки, ну и там еще более двадцати небольших деревушек (кто ж их считал то?).
Годунов переименовывает, стоящую на берегу речушки Городня, село Овражки в Борисово и ставит там деревянную резиденцию.
Свое название речушка Городня получила от традиции местных жителей «городить» запруды для ловли рыбы, создавая при этом множество хаотично разбросанных водоемов.
Борис Федорович решил это безобразие прекратить. По его указу в 1600 году была построена плотина: Цареборисовская (Годуновская).
Уже в писцовых книгах 1627—1628 годов водоём отмечен как «Государев», с каменной плотиной и мельницей.
Пруд в те годы таким большим, что затопил старую Каширскую дорогу и пришлось делать паромную переправу.
Борисовский и Нижний Царицынский пруды часто называли Цареборисовскими, что связано с их принадлежностью к землям села Борисово.
Такой вот получился небольшой очерк по Годуновским местам.