Найти в Дзене

Лестница Иакова

Оглавление

Итак,друзья мои, я вернулась. И мы с вами окунемся и в сонные искусства, и в мои очерки по посещенным мероприятиям, по тайнам в искусстве о которых вы не знаете или слышали,но когда-то давно.

Все у нас будет идти в перемешку,чтобы не было однообразия. Так я думаю контент привлечет больше читателей, а главное пользы. Но мне будет нужна от вас помощь. Чтобы все получилось, нужно:

1. Читать статьи полностью ( дзен считает время)

2. Проявлять активность ( ту которую вы сами захотите. Комментарии, лайки, дополнительные вопросы и может даже запросы на раскрытие каких-то тем)

3. Распространение информации ( репосты, показать ссылки друзьям или знакомым, которым будет это интересно. Таким образом мы поднимем и активность канала и я получу большее количество подписчиков, а значит и отклик от вас)

4. Чем больше активности будет тут, тем больше активности мы с вами сможем развести и в режиме оффлайн. Живые лекции, выступления, их записи и....если будет достаточно четко выполняться все вышесказанное подкаст об искусстве от меня) Но до подкаста, по крайней мере регулярного нам нужно набрать хотя бы 50 слушателей, а точнее зрителей на этом канале.

5. Если вам будет интересно я буду частично рассказывать и о своем искусстве ( но для частого заглядывания за кулисы и прочтениях полных разборов существуют такие площадки, как VK donut и boosty)

Что же,начало положено, а теперь давайте поговорим о том, что я вынесла в заглавие.

Сон Иакова, описанный в двадцать восьмой главе Книги Бытия, один из самых широко распространенных сюжетов у живописцев.

Избегая мести брата Исава, высказавшего своё желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран. По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях.

В одну из ночей Иаков увидел во сне мистическое видение - лестницу, соединяющую землю и небо, по которой поднимались и спускались ангелы. Его сон известен сейчас как Лестница Иакова.

"И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" (Быт. 28:12-17). 
Этот ветхозаветный рассказ считается одним из первых пророчеств о приходе на землю Сына Божьего. Лестница означает Матерь Божию, послужившую Боговоплощению. По этой причине иллюстрация сна Иакова часто встречается в религиозной живописи. На картине Фердинанда Боля лестница изображена на втором плане и представляет собой обычное деревянное изделие. Эта простота показывает, что за внешне простой жизнью Богородицы не каждый мог увидеть великую святость достойную Неба.

Лестница Иакова Автор: Боль Фердинанд
Местонахождение: Частная коллекция
Год создания: 1660-е гг.
Лестница Иакова Автор: Боль Фердинанд Местонахождение: Частная коллекция Год создания: 1660-е гг.

На переднем плане картины находится спящий Иаков. Художник представил его молодым юношей в нарядных одеждах, которые сообщают о его статусе патриарха богоизбранного народа и предка по плоти Христа. Рядом с путником лежат его дорожные вещи, поместившиеся в небольшую сумку. За спиной Иакова изображены два ангела, заботливо наблюдающие за его сном. Их торжественные и величественные образы придают бытовому сюжету мистическое звучание и в показывают значительность происходящего.

Бартоломе Эстебан Мурильо "Сон Иакова"  Дата создания: 1660-е 
Оригинал: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бартоломе Эстебан Мурильо "Сон Иакова" Дата создания: 1660-е Оригинал: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А вот и еще один прекрасный живописец, умеющий не только плоско передавать сюжет, но и заставлять картину начать рассказывать истории от которых она оживает. И конечно, особенно прекрасно в ней то, что увидеть мы ее можем в коллекции испанской живописи в нашем Эрмитаже!

В данной работе Эстебан Мурильо использовал традиционную для подобных картин композицию. Свет луны, выглянувшей из облаков, вырисовывает из темноты кроны и стволы больших деревьев. На переднем плане показан спящий Иаков, положивший голову на придорожный камень. Рядом с усталым путником лежат его вещи: дорожный мешок и посох (что является обычным и классическим изображением данного сюжета). Идиллическую картину ночного пейзажа нарушает яркий свет, идущий с отверстых небес, золотое сияние которых передает славу Божества. Из центра сияния к ногам Иакова тянется широкая лестница, по которой восходят и сходят ангелы, которых художник представил в виде прекрасных юношей. Мурильо, как талантливый повествователь, наделил каждого ангела своим характером. Рассматривая их мимику и жесты, зритель с интересом изучает их индивидуальные черты и погружается в историю события.

Мурильо, являясь мастером барокко, выстраивает сложную композицию: в центре мы видим разверстое небо и льющийся свет. Развевающиеся одежды ангелов, представленные в разных ракурсах их фигуры создают удивительный эффект движущейся по спирали процессии. Ночной пейзаж причудливо окрашен лунным светом. Спиралевидное движение повторяют облака, точнее их нагромождение, они создают эффект невероятной торжественности.

Шесть полотен серии, посвященной жизни Иакова, были созданы Мурильо по заказу протектора Севильской академии маркиза Вильяманрике. В Эрмитаже хранятся две картины из этой серии: "Благословение Иакова Исааком" и "Сон Иакова", приобретенные в 1811 г. благодаря посредничеству Доминика Вивана Денона, генерального директора музеев Франции.

Интересный факт, что по замыслу заказчика пейзажные фоны в картинах серии должен был писать Игнасио Ириарте. Однако художники стали спорить о том, кто должен к кому приспосабливаться, и Мурильо все написал сам, что позволяет оценить его высокое мастерство пейзажиста.

«Сон Иакова», Хусепе де Рибера
Музей "Прадо"
год создания 1639
«Сон Иакова», Хусепе де Рибера Музей "Прадо" год создания 1639

При изображении сна Иакова мастер отходит от его традиционной иконографии, в которой обязательно присутствует лестница, явленная во сне. Ее роль здесь отдана золотому сиянию, струящемуся с небес. В этом потоке едва различимы силуэты ангелов. Игра света на лице пастуха указывает на божественность сна Иакова.

 "Сон Иакова" Лейнвебер Роберт
гуашь
1910 год
"Сон Иакова" Лейнвебер Роберт гуашь 1910 год

На картине это событие происходит ночью в саду среди зелени деревьев и трав. На переднем плане мы видим погруженного в глубокий сон Иакова: его голова лежит на камне, на тело наброшен плащ из верблюжьей шерсти, рядом лежит посох. У изголовья х возле камня изображен Ангел: заботливо наклонившись, он наблюдает за сном Иаковом. Рядом по лестнице, которая представляет собой обычное деревянное сооружение, спускаются и поднимаются ангелы.

Облик Иакова, его скромная одежда, грубо сколоченная деревянная лестница символизируют аскетизм и простоту христианской жизни. Эта простота также показывает, что за внешне незаметной, непритязательной, скромной жизнью Пресвятой Девы не каждый мог увидеть великую святость. Эта простота обстановки, где происходит явление, контрастирует с образами Ангелов, шествующих по лестнице: окутанные легкой дымкой, они кажутся каким-то нереальным фантомом, удивительным видением. Однако их эмоции, жесты и позы свидетельствуют о том, что они действительно спустились на землю, но открыли свое явление не наяву, а во сне. Торжественные и величественные образы Ангелов придают бытовому сюжету мистическое звучание и показывают значительность происходящего.

На самом деле изображение сна Иакова очень многогранна. Кто-кто наряжает его в старинные одежды, кто-то в одеяния современников, кто-то в лохмотья, а кто-то в наряды, а на некоторых полотнах он почти обнажен. Где-то Иаков молодой юноша, а где-то почтенный старец. Где-то есть лестница, а где-то лишь намек на неё.

Марк Шагал Лестница Иакова примерно 1963 год, частная коллекция.
Марк Шагал Лестница Иакова примерно 1963 год, частная коллекция.

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. «Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, к созданию которых Шагал приступил еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель Амбруаз Воллар заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже посетил Израиль, Сирию и Египет, чтобы самому пройти по местам, описанным в Священном писании. Впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей. К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик остались не изданными - Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте. Но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи.

1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

«Библейские сюжеты» Шагала до наивного просты в исполнении. Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Как современный художник, Шагал воплотил в библейских иллюстрациях в равной мере земное и небесное начала, и осуществил прорыв от реального к сверхреальному, как бы объединив принципы искусства Нового времени и Средних веков.

Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание тесной связи человека с Творцом и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. Сам Шагал никогда не комментировал свои работы из данного цикла. Он считал, что «произведения искусства должны говорить сами за себя». Но при этом добавлял, что стремился выразить своими формами и красками идеал братства и любви.

В воспоминаниях «Моя жизнь» художник признается: «работа - вот моя молитва». Но равнодушие к обрядовой стороне религии не исключало глубокий интерес мастера к духовным основам Священного писания: «Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов».

В итоге через весь жизненный путь, полный радостей и больших испытаний, Марк Шагал сохранил трепетное, по-детски личное общение с Богом: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». Этой близостью к Творцу проникнуты, созданные им образы.

При желании вы можете найти еще десятки примеров сна или лестницы.
Художники постоянно искали и ищут все новые и новые пути и способы изображения этой истории.

А можно кратко?

Да.

В чем смысл сна и как он проявился в Новом Завете?

Лестница, которая приснилась Иакову, напоминает о тесной связи между духовным и материальным миром, о том, что Бог не отверг людей после изгнания из рая. По мнению отцов Церкви, она пророчески указывает на будущее воплощение Сына Божьего, открывшего человечеству путь на небо, на преодоление разрыва между Богом и человеком, который был вызван грехопадением первых людей. Не случайно тут снова, как и в благословении, данном Аврааму, Господь говорит, что в семени Иакова благословятся все племена земные, обещая таким образом, что из его рода произойдет Спаситель всех людей.

Уже в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос, напоминая ученикам о видении Иакову, напрямую связывает этот образ с Собой: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин 1:51). Как пишет профессор А. П. Лопухин, тем самым «Господь благоволил выразить, что отныне впредь Он будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком, что в Нем будет место сретения (встречи. — Прим. ред.) и примирения между небом и землей».

Образ лестницы получил в святоотеческом наследии и другие толкования. Например, мученик Афраат (Иаков) Мудрый видит в ней прообраз Креста, который был воздвигнут подобно лестнице и через который человечеству открылся путь на небо. Британский святой Беда Достопочтенный называет увиденную Иаковом лестницу образом Церкви, «рождение которой на земле, а жительство — на небесах». Абсолютное же большинство святых отцов усматривают в лестнице Иакова прообраз Божьей Матери, через Которую произошло воплощение Сына Божьего. По словам святого Иоанна Дамаскина, Господь «соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, то есть Дева, утверждена на земле, потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба, потому что глава Ее был Бог и Отец». Это толкование нашло широкое отражение в богослужебных текстах, посвященных Богоматери. Она называется «лествицей возвысившей от земли всех благодатью», «лествицей небесной, ею же сниде Бог», «лествицей высокой, юже Иаков виде» и др.

В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?

Лестница Иакова стала значимым символом непреходящей связи между небом и землей. Воплощение Сына Божьего, Его смерть на Кресте и славное Воскресение восстановили отношения человека с Богом, открыли нам путь к духовному совершенству. Как пишет об этом святитель Николай Сербский, «воплотившись на земле, Господь примирил небо и землю, приклонив небо к земле и подняв землю к небу».

Но, спустившись к людям по символической лестнице, Господь и от нас ждет встречного движения вверх, которое связано с духовными усилиями. Как образно пишет об этом святитель Хроматий Аквилейский, на этой лестнице, устремленной ввысь, «утверждено множество ступеней добродетели, по которым совершаем мы свое восхождение к небесам: вера, справедливость, целомудрие, святость, терпение, благочестие и другие добродетели составляют ступени этой лестницы, по которым, если поднимаемся уверенно, без сомнения, достигнем небес».

Лестница Иакова напоминает нам, что основная цель христианской жизни состоит в стяжании Царствия Небесного, непрерывном стремлении к соединению с Богом уже здесь, на земле и пребывании с Ним в жизни вечной.

Ну и напоследок вот вам еще один факт, уже общеобразовательный.

-6

И увидел во сне Иаков: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба. Ангелы восходят и нисходят по ней. А у физиков, по этой лестнице ходит плазма, причем только в одну сторону - вверх, там она гаснет, а потом зажигается внизу заново. Вообще, воздух - самый популярный в электротехнике изолятор. От чего зависит его диэлектрическая прочность и как ее пробить - одни из главных вопросов для размышлений у специалистов по электробезопасности.

Вот такой казалось бы частый сюжет, а как он повлиял и на художников, и на и восприятие и на науку в целом!