Российская компания "ВТБ - проектный офис" предложила создать новый железнодорожный маршрут из Азербайджана в Иран в качестве альтернативы железнодорожной линии Решт-Астара. Проект маршрута представлен правительству России в рамках развития международного транспортного коридора "Север-Юг".
Проект предусматривает строительство новой железной дороги от границ Российской Федерации до южного порта Ирана через Азербайджан единой колеей шириной 1520 мм, либо соединение железнодорожных путей между Имишли (Азербайджан) и Парсабадом (Иран).
Также предлагается создать цифровую платформу для управления международными грузоперевозками на всем маршруте.
По прогнозам российской компании, грузопоток по новому маршруту к 2030 году составит 30 млн тонн.
В проекте отмечается, что грузовой базой для маршрута станут зерно, контейнеры, металлы, удобрения, уголь и продукция нефтегазохимии.
Начало строительства новой железной дороги запланировано на конец 2025 года, а окончание - к 2031 году.
МТК "Север-Юг" – это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия), протяженность которого составляет 7,2 тыс. км. В рамках этого коридора существует три маршрута – транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), а также сухопутные западный (через Азербайджан) и восточный (по территории Казахстана и Туркменистана).
Россия и Иран в мае 2023 года подписали документы по достройке последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг", от Решта до Астары в Иране, стоимостью 1,6 млрд евро. Из этих средств 1,3 млрд евро составляет кредит РФ, остальное – средства иранской стороны.