Период правления Александра III не отличался радикальными реформами в области закупочного законодательства. Однако выбранная императором политика экономического протекционизма требовала увеличения казённых заказов и госгарантий сбыта для отечественных товаров.
Какие отрасли были в приоритете
Государственным делом стали железные дороги. Чиновникам запретили участвовать в правлениях частных акционерных обществ, а число самих АО сократили до пяти. У остальных железные дороги выкупили в казну и в дальнейшем вели их строительство, в основном за счёт государственных средств. Министр финансов Н.Х. Бунге и следующие за ним И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте держали курс на поддержку отечественной промышленности. В итоге к концу царствования Александра III на отечественных заводах производилась большая часть рельсов, паровозов, вагонов и другой техники, необходимой для нужд железнодорожного хозяйства. Выросло число подрядов на строительство вокзалов и путей. Крупнейшим же источником казённых закупок стало строительство Транссибирской железной дороги.
Меньше повезло отечественным производителям с судостроением. На тот момент их продукция слабо конкурировала с произведённой западными конкурентами, к которым в основном и уходили госзаказы.
Однако посредством поощрения иностранных инвестиций в сочетании с политикой протекционизма для тех, кто вёл производство на территории России, удалось добиться экономического подъёма, провести техническое перевооружение металлургической, машиностроительной, горнозаводской промышленности, развить транспортную инфраструктуру.
Как привлекали к торгам предпринимателей
Для привлечения предпринимателей к осуществлению торгов и госзаказов государство применяло различные методы:
- «задаток», или «аванс». Такой метод представлял собой «денежное вспоможение, выдаваемое казной подрядчику вперёд за выполнение работ».
- также государство предоставляло исполнителям госконтрактов складские помещения, необходимые в работе материалы и инструменты.
Экономические меры, принятые Александром III, в том числе в области гостендеров, во многом оказались спасительными для страны, переживающей период кризиса и экономической депрессии. Одним из главных факторов выравнивания экономической ситуации стала борьба с коррупцией.
Читайте также: как развивался госзаказ при Александре II.