Дипломная работа посвящена исследованию тарифных льгот и преференций как инструмента обеспечения экономической безопасности РФ в условиях современных глобальных вызовов. В работе рассматриваются теоретические основы тарифного регулирования, анализируется действующая система тарифных льгот и преференций в России, а также практика ее применения в контексте членства в ЕАЭС. Особое внимание уделяется выявлению проблем и рисков, связанных с использованием тарифных инструментов, влияющих на экономическую безопасность страны. На основе проведенного анализа разработаны практические рекомендации по совершенствованию системы тарифных льгот и преференций, направленные на повышение эффективности ее использования в целях обеспечения экономической безопасности России.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие и сущность тарифных льгот и преференций
1.2. Инструменты реализации тарифных льгот и преференций
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Нормативно-правовые основы системы тарифных льгот и преференций Российской Федерации
2.2. Анализ динамики и структуры тарифных льгот и преференций Российской Федерации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы применения тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности
3.2. Перспективы развития системы тарифных льгот и преференций в области обеспечения экономической безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Глобальные экономические кризисы и политические конфликты составляют, наряду с внутренними противоречиями экономической системы, внешние угрозы экономической и национальной безопасности, ограничивающие экономические ресурсы и вызывают неравномерность их распределения между участниками социально-экономических отношений, неустойчивость экономической среды, а следовательно, актуализируют вопросы укрепления экономической безопасности России.
В этих условиях остро встает вопрос выявления и систематизации внешних и внутренних угроз экономической безопасности государства, в частности особую значимость приобретают вопросы идентификации угроз в таможенной сфере. Таможенно-тарифное регулирование, являющееся одной из приоритетных задач в направлении укрепления экономических отношений с зарубежными странами требует совершенствования.
Таможенно-тарифное регулирование, осуществляя влияние на бюджетную безопасность, реализует, с одной стороны, фискальную функцию таможенных платежей, с другой, имея регулировочный потенциал таможенных платежей, является инструментом влияния на внешнеэкономическую деятельность. Со вступлением во Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) Россия избрала путь свободной, прозрачной и недискриминационной внешней торговли. Ведь именно эти три принципа являются ключевыми. Они определяют содержание международно-правовых обязательств государств-членов ЕАЭС и общее направление дальнейшего развития многосторонней торговой системы, созданной в рамках этой организации.
Таким образом, внешнеэкономическая и таможенная политики РФ на сегодняшний день в большинстве аспектов являются связанными нормами Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), несоблюдение которых может иметь целый ряд негативных международно-правовых последствий. Вместе с тем одной из особенностей ЕАЭС является его "мягкая структура" предусматривающая немало исключений для государств-членов, одним из которых является категория таможенных льгот и преференций. Следовательно, это направление таможенной политики в условиях членства в ЕАЭС приобретает дополнительное значение, поскольку позволяет реализовывать меры по достижению оптимальной структуры экспорта и импорта.
Одновременно соглашения ЕАЭС направлены на поддержку государств-членов, для которых предусмотрено действие "Единой системы тарифных преференций", ставящей перед Россией новые обязательства. Это означает, что РФ должна обеспечить соответствующие механизмы преференциального доступа на свой рынок для таких стран.
Сфера таможенных льгот и преференций, которые в большинстве случаев связаны с уменьшением уровня обложения пошлиной, является важной по обеспечению законности и предупреждению возможных злоупотреблений, что является составляющей целого ряда мер, принимаемых Россией в последние годы.
Таким образом, можно говорить о высокой актуальности исследования тарифных льгот и преференций как инструмента экономической безопасности РФ. Актуальность темы исследования определила цель работы.
Цель работы - на основе анализа системы тарифных льгот и преференций разработать рекомендации по совершенствованию инструментов обеспечения экономической безопасности РФ.
Для достижения поставленной цели основное внимание было уделено решению следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность тарифных льгот и преференции;
- изучить инструменты реализации системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности;
- охарактеризовать нормативно-правовые основные системы тарифных льгот и преференций РФ;
- проанализировать динамику и структуру тарифных льгот и преференций РФ;
- выявить проблемы функционирования системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности и разработать рекомендации по их решению.
Объектом исследования является система тарифных льгот и преференций РФ.
Предметом исследования являются экономико-правовые отношения, возникающие в процессе применения тариф льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности страны.
Теоретическую базу исследования составили работы ученых-экономистов. В частности, рассмотрению понятия и сущности тарифных льгот и преференций посвящены труды: С. С. Батова, Р. И. Гриванова, Т. Г. Красоты, О. Н. Кутеповой, В. С. Левкиной, А. С. Малыгиной, М. В. Непарко, В. Е. Новикова, Е. В. Стельмах, П. С. Юдовой и др. Инструменты реализации системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности изучались: О. П. Матвеевой, А. В. Парфеновым, О. В. Тиницкой, Н. Н. Чекановым и др. Выявлению проблем функционирования системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности и разработке рекомендаций по их решению посвящены научные публикации и трулы: Е. А. Вакориной, В. В. Витюк, А.Н. Козырин и др.
Однако, несмотря на значительный научный вклад специалистов в сфере таможенно-тарифного регулирования, все же нерешенными остаются вопросы, которые существенно влияют на экономическую безопасность государства и требуют научного обоснования путей их решения.
Информационной базой исследования послужила статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы.
Методологическую основу исследования составили:
- классификационно-аналитический метод использован для исследования теоретическо-методологических аспектов применения тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности;
- методы статистического анализа – для анализа системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности РФ;
- методы анализа и синтеза, конкретного и абстрактного, сравнительных характеристик для выявления проблем и направлений совершенствования системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности РФ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают шесть подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, формулируются цель, задачи, предмет и объект исследования, а также теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе раскрываются понятие и сущность тарифных льгот и преференций, а также инструменты их реализации.
Во второй главе анализируются нормативно-правовые основы системы тарифных льгот и преференций РФ, проводится анализ динамики и структуры тарифных льгот и преференций РФ.
В третьей главе перечисляются применения тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности и разрабатываются рекомендации по их решению.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы и обобщаются предложения по повышению обеспечения экономической безопасности РФ.
Глава I. Теоретическо-методологические аспекты применения тарифных льгот и преференции в сфере обеспечения экономической безопасности
1.1. Понятие и сущность тарифных льгот и преференций
Термин "льгота" происходит от славянских слов "льга", "легота", под которыми понимают, с одной стороны, легкость и необременительность, а с другой – особые права и преимущества перед другими.
В современном толковании термин "льгота" определяется, как "полное или частичное освобождение от соблюдения общих правил, установленных законом, выполнения любых обязанностей".
Определение "тарифные" этимологически является связанным со стоимостью, ценой, денежными средствами, налогообложением, номенклатурой товаров, бюджетом. Тариф (араб. tarif) - это систематизированный свод ставок пошлины, которым облагаются товары и другие предметы, которые ввозятся на таможенную границу или вывозятся за ее пределы.
Таким образом, в широком понимании таможенные льготы включают в себя тарифные льготы и преференции, а также льготы при совершении таможенных процедур.
Итак, категория "таможенная льгота" в современном понимании сформировалась в таможенном законодательстве в XIX в. и от самого начала включала преимущества по двум признакам:
- по принадлежности к группе лиц, которые имели право на пользование льготами (прежде всего, дипломатические и консульские представители);
по виду или происхождением товара, подлежащего ввозу со
- снижением уровня таможенного обложения (в рамках режима наибольшего благоприятствования, торговых союзов и т.п.).
В узком смысле под таможенными льготами нужно понимать непосредственно преимущества, предоставляемые при осуществлении таможенных процедур, а именно льготы нетарифного характера.
Некоторыми авторами понятия "таможенных льгот", "тарифных льгот", "преференций" не различаются.
В табл. 1.1 систематизированы подходы разных авторов к пониманию термина "таможенная льгота".
Таблица 1.1 - Систематизация подходов к определению "таможенной льготы"
1.2. Инструменты реализации тарифных льгот и преференций
Тарифные льготы и преференции предоставляются исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основе российских законов, международных договоров и других нормативно-правовых актов. Можно устанавливать тарифные и преференции по ставкам ЕТТ ЕАЭС в виде освобождения от налогообложения ввозной пошлиной, установления тарифных квот или снижения ставок ввозной пошлины в соответствии с законодательством ЕАЭС и для ввоза товаров из стран - членов Союза.
Рассмотрим инструменты реализации тарифных льгот (рис. 1.1).
При ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС может применяться тарифная льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, в отношении товаров:
- ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур (специальных порядков для отдельных категорий товаров). Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает «льготные» таможенные процедуры: свободной таможенной зоны, свободный склад, порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями стран ТС, остальные таможенные процедуры могут иметь тарифные льготы;
- ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда);
- ввозимых в рамках международного сотрудничества государств - членов ЕАЭС в области исследования и использования космического пространства, соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому ЕЭК.
2.2. Анализ динамики и структуры тарифных льгот и преференций Российской Федерации
Прежде чем перейти к анализу динамики и структуры тарифных льгот и преференций РФ, проанализируем внешнеторговую статистику ЕАЭС за 2017-2019 годы.
Суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов ЕАЭС с третьими странами за 2017-2019 годы составил: 633,8 млрд. долл. США в 2017 году, 753,4 млрд. долл. США в 2018 году и 735,8 млрд. долл. США – в 2019 году (таблица 2.1).
Из табл. 2.1 видно, что внешнеторговый оборот России вырос с 534,93 млрд. долл. США в 2017 году до 614,09 млрд. долл. США в 2019 году. Всего за анализируемый период он увеличился на 79,16 млрд. долл. США или на 14,8%. Наглядно эти изменения отображены на рис. 2.1.
Объем экспорта государств – членов ЕАЭС в третьи страны за 2017-2019 годы составлял: 386,59 млрд. долл. США в 2017 году, 490,64 млрд. долл. США в 2018 году и 460,75 млрд. долл. США – в 2019 году (таблица 2.2).
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования системы тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
3.1. Проблемы применения тарифных льгот и преференций в сфере обеспечения экономической безопасности
Одним из элементов механизма таможенно-тарифного регулирования является страна происхождения товара, которая имеет определяющее влияние на выбор ставки ввозной пошлины при ввозе товара на таможенную территорию государства. От страны происхождения товара напрямую зависит наполнение бюджета страны. Поэтому правила определения происхождения товаров являются важной частью торгового и таможенного законодательства различных государств и их интеграционных объединений.
Вопросы, связанные с определением страны происхождения товара, который перемещается через таможенную границу Российской Федерации, урегулированы рядом нормативно-правовых актов различной юридической силы как национальных, так и международных.
В Основах таможенных законодательств государств-участников СНГ глава 23 (ст. ст. 122-130) раздела IV посвящена определению страны происхождения товара, в которой практически без изменений за некоторым исключением, воссозданный содержание Правил определения страны происхождения товара в 1993 г.
Есть ряд международных договоров по определению происхождения между Российской Федерацией и партнерами по ЕАЭС. Соглашения о свободной торговле направлены на дальнейшую либерализацию торговли со странами-партнерами, создание преференциального режима торговли по сравнению со "стандартным" режимом ВТО.
Такие соглашения в сфере торговли товарами в первую очередь касаются вопросов обнуления/снижения таможенных пошлин. Также они затрагивают особенности регулирования иных аспектов торговли товарами между странами-партнерами: таможенное регулирование и администрирование, импортное лицензирование, применение мер государственной поддержки отдельных секторов экономики, правила конкуренции, применение технических барьеров, ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, сотрудничества компетентных ведомств по различным аспектам регулирования торговли.
В сфере торговли услугами и инвестиций преференциальные соглашения также направлены на устранение существующих барьеров в указанных сферах, минимизацию и смягчение ограничений по доступу на рынок. Особое внимание при заключении таких соглашений уделяется механизму защиты инвестиций. Такие соглашения, как правило, также затрагивают вопросы лицензионных требований и процедур, технических и квалификационных требований, соответствие которым необходимо для поставки услуги, вопросы признания документов соответствия (об образовании, о квалификации).