Сколько раз я слышал возгласы о том, что раньше люди писали намного грамотнее, ошибок никто не допускал. И всегда мне хотелось воскликнуть в ответ: «Ребята, тогда просто интернета не было!»
Действительно ли уровень грамотности изменился за последние 30 лет, или мы всего лишь чаще начали сталкиваться с чужими ошибками? Я считаю, что второе.
Помню, как в детстве писал письма бабушке. Сколько там было перечёркнутых слов, клякс и помарок. Но кто, кроме бабушки, видел эти шедевры? Правильно, никто. А, я мог ещё их маме показать.
Теперь представьте, что вдруг все эти письма, записки и открытки оказались выставлены на всеобщее обозрение. Именно это и произошло с приходом интернета.
Раньше наши ошибки видели только самые близкие, и то не всегда. В школе мы обменивались записками на уроках. «Что задали по матиматике?» — и ведь никто не кричал о падении грамотности. Потому что это было наше личное пространство ошибок.
А сейчас? Каждый второй блогер, каждый третий — писатель, а каждый первый — литературный критик.
Стоит только опубликовать пост с опечаткой, как тут же высаживается десант грамотеев с криками «Безграмотное поколение!»
И обратите внимание на большое количество текстов с ошибками, которые написаны выпускниками тех самых советских школ. Да, среди них гораздо больше текстов с безупречной орфографией, я бы сказал, что в процентном соотношении 60 на 40 (в пользу грамотных). Но немало среди них таких «шедевров», что читаешь и думаешь: неужели их авторы получали пятёрки в 70-х годах?
Но разве мы стали писать хуже? Или просто наши ошибки стали виднее?
Вспомните школьные сочинения. Большинство перлов из них, которые разошлись по интернету, родились не пять лет назад, а минимум тридцать.
«Онегин ехал к своему дяде, приехал и говорит: Здрасьте!»
«Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества» — настолько «баянистый» фрагмент, что как будто моя бабушка его ещё знала.
И это считалось нормой, потому что видели такие недочёты только учителя и родители. Конечно, за них жёстко снижали оценки и с учениками так не сюсюкались, как сейчас.
Теперь любой школьник может завести блог и писать там что угодно. И вот тут-то мы все и заметили: «Куда катится мир? Где грамотность?» Да никуда не делась, а просто стала более заметной, со всеми своими огрехами и недостатками.
Мой папа, начиная с 70-х годов, более 15 лет проработал на заводе и рассказывал про объяснительные, которые писали. Среди них встречалось немало орфографических «опусов», причём по содержанию они неприятно удивят даже сегодняшних учителей русского языка.
Теперь эти же люди пишут комментарии в интернете, из-за чего мы удивляемся: «Как так? Откуда столько ошибок?»
Всё оттуда же. Просто раньше помарки, опечатки скрывались от посторонних глаз, а теперь они на виду у всех.
Я бы сказал, что мы стали гораздо внимательнее к грамотности. Раньше мало кто задумывался, правильно ли он пишет условное слово «винегрет». А сейчас? Стоит только допустить ошибку в посте, как тут же найдется десяток доброжелателей, готовых указать на неё.
Это, кстати, тоже показатель, ведь мы стали более требовательны к себе и другим, что хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, так мы охотнее обращаем внимание на огрехи, которые раньше не замечали, с другой — излишняя придирчивость к чужим ошибкам только разобщает людей.
Однако я целиком согласен с тем, что раньше действительно больше внимания уделялось грамотной речи. Вспомните, например, передачу «Радионяня». Целые выпуски посвящались правильным ударениям, в которых обсуждалось, как правильно: «звонИт» или «звОнит», «каталог» или «каталог».
Сейчас такого внимания к грамотности в медиа, к сожалению, нет. Но зато у нас есть другое преимущество: мы пишем и читаем больше, чем когда-либо в истории.
Каждый день мы строчим сообщения, комментарии, посты, читаем новости, статьи, блоги. И пусть не все это идеально с точки зрения грамматики, но мы практикуемся. Постоянно.
Помните, как мы мучились над сочинениями в школе? «О чём писать? Как начать?»А сейчас любой подросток может написать пост на тысячу слов, даже не задумываясь. И пусть там будут ошибки, но это опыт, практика.
Так что, может быть, вместо того чтобы сетовать на падение грамотности, нам стоит порадоваться тому, как много людей теперь пишут? Ведь чем больше мы пишем, тем лучше становимся в этом деле.
Кто знает, может быть, через 30 лет наши внуки будут с улыбкой читать нынешние посты и думать: «Эх, а вот раньше люди были грамотные...»