Курсовая работа посвящена исследованию роли и механизмов реализации региональной финансовой политики в контексте социально-экономического развития субъекта РФ на примере Волгоградской области. В работе рассматриваются теоретические подходы к определению финансовой политики государства, раскрывается содержание и сущность региональной финансовой политики, проводится анализ социально-экономического развития Волгоградской области в разрезе основных стратегических приоритетов. Особое внимание уделяется анализу налоговой политики региона: рассматривается динамика налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области за период 2015-2019 гг., выявляются основные направления налоговой политики и оценивается ее эффективность.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства на региональном уровне
1.1. Основные теоретические подходы к определению финансовой политики государства
1.2. Содержание и сущность региональной финансовой политики
Глава 2. Оценка финансового положения и особенностей социально-экономического развития региона (Волгоградской области)
2.1. Анализ социально-экономического развития региона в разрезе основных стратегических приоритетов
2.2. Оценка социально-экономического развития Волгоградской области
Глава 3. Региональная налоговая политика (на примере Волгоградской области)
3.1. Анализ налоговых поступлений бюджета Волгоградской области за период 2015-2019 гг.
3.2. Основные направления налоговой политики налоговой политики Волгоградской области
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. Главной предпосылкой формирования социально ориентированной экономической системы государства является четкое, динамичное функционирование финансовой системы, результативность которой требует формирования эффективной финансовой политики, которая определяет базовые принципы и механизмы организации и регулирования движения финансовых ресурсов как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона. С другой стороны, в условиях динамичных изменений в социально-экономическом развитии государства и субъектов РФ, особое значение приобретает всесторонний учет региональных интересов.
В таком контексте роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии регионов трудно переоценить, ведь от ее рациональности зависят темпы развития национальной экономики. В России на сегодняшний день не сформирована теоретическая основа для финансовой политики регионального развития. Несмотря на то, что на протяжении последних лет государство предпринимает попытки определить цели и задачи региональной финансовой политики, она все еще имеет спонтанный и субъективный характер.
Степень изученности темы. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в целом ряде работ как украинских, так и зарубежных исследователей, среди которых целесообразно отметить: Р.С. Гаджиев, А.Н. Дзюба, О.О. Ковтун, А.А. Кораблева, Р. Коуз, Н.В. Кудреватых, Н.Ф. Попова, Дж. Хантер, А.Д. Черненко и др.
Вместе с тем, предварительный анализ научных работ через призму новых вызовов регионального развития в РФ позволяет утверждать об отсутствие научно обоснованных теоретико-методологических основ финансовой политики социально-экономического развития регионов и механизмов ее формирования и реализации.
Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации и роли региональной финансовой политики в социально-экономическом развитии субъекта РФ (на примере Волгоградской области).
Для ее реализации, в работе решаются следующие задачи:
- изучить основные теоретические подходы к определению финансовой политики государства;
- раскрыть содержание и сущность региональной финансовой политики;
- провести анализ социально-экономического развития региона в разрезе основных стратегических приоритетов;
- произвести оценку социально-экономического развития Волгоградской области;
- проанализировать налоговые поступления в бюджет Волгоградской области за период 2015-2019 гг.;
- раскрыть основные направления налоговой политики налоговой политики Волгоградской области.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации региональной финансовой субъекта РФ.
Объектом исследования является налоговая политика Волгоградской области.
Методы исследования. В процессе написания курсовой работы использовались общенаучные методы познания, как: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства на региональном уровне
1.1. Основные теоретические подходы к определению финансовой политики государства
На сегодняшний день в научной литературе отсутствует единый методологический подход к пониманию понятия "региональная финансовая политика" и его основных атрибутов, отсутствует и единое видение самого понятия "финансовая политика". Учитывая то, что различные задачи выполняют различные органы исполнительной власти, приходится констатировать, что финансовая политика является многогранной и функционально мультисубъектной.
Так, современные словари определяют понятия "политика" как "искусство управления государством или обществом" или "целенаправленную деятельность, связанную с принятием ответственных решений". В широком смысле, политика – определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде.
Ретроспективный анализ показал, что трактовки сущности понятия "финансовая политика" в экономической науке конца XIX в. – начала XX в. связаны с фокусировкой внимания на государстве как обязательном субъекте отношений, а особенностью предмета политики является ее императивный характер, т.е. властный, повелительный, ограничивающий выбор способов действия. Позже, в 30-х годах ХХ в. западные экономисты существенно расширили сферу использования термина "политика", придав ему новый оттенок. Да, Р. Коуз в работе "фирма, рынок и право" предложил распространить объект исследования в экономической политике не только на макро-, но также и на микроуровень. Он считал, что целью экономической политики на любом уровне является создание такой ситуации, при которой бы люди, принимая решения о своей деятельности, выбирали такие варианты, которые обеспечивают наилучшие результаты для системы в целом.
1.2. Содержание и сущность региональной финансовой политики
Изложенный выше теоретический аппарат по определению сущности государственной финансовой политики позволяет сформировать представление о содержании понятия "региональная финансовая политика". Региональная финансовая политика, с одной стороны, является стержнем региональной политики и определяется спецификой экономики региона, с другой – является составляющей государственной финансовой политики и проводится в условиях ограниченного экономического суверенитета. Содержание региональной финансовой политики, на наш взгляд, раскрывается через гармоничное сочетание следующих составляющих:
- выработки научно-обоснованных концепций развития региональных финансов;
- определение ключевых направлений использования финансовых ресурсов как в кратко-, так и в долгосрочном периоде;
- реализацию практических действий для достижения поставленной цели (рис. 1).
Глава 2. Оценка финансового положения и особенностей социально-экономического развития региона (Волгоградской области)
2.1. Анализ социально-экономического развития региона в разрезе основных стратегических приоритетов
Волгоградская область — приграничная геостратегическая территория, расположенная на юго-востоке европейской части РФ. Волгоградская область входит в состав ЮФО и Южного макрорегиона. Территория составляет 112,9 тыс.кв.км (0,7% территории РФ или 31-е место в РФ). Волгоградская область имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами юга России с выходом на Иран, Ирак – через республики Кавказа, и в Индию – через Казахстан. В обратном направлении – на Центральную Россию и Поволжье.
Численность населения на 01.01.2020 – 2 491 тыс.человек, плотность населения – 22,1 человека на 1 кв.км. В состав региона на 01.01.2020 входит 466 муниципальных образований Волгоградской области, в том числе 32 муниципальных района, 6 городских округов, 428 поселений (29 городских поселений, 399 сельских поселений).
В настоящее время на территории Волгоградской области действует "Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года" (далее - Стратегия-2025). Разработка Стратегии-2025 производилась в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. №14 "Об утверждении требований к Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации". В соответствии с указанным приказом выделены основные цели Стратегии-2025, разработана ее структура, определены стратегические блоки и приоритетные направления. Выбор приоритетных стратегических направлений производился на основании критерия первостепенной значимости круга задач, выполняемых в рамках данного направления. В целом их реализация должна быть направлена на обеспечение безопасности региона (энергетической, продовольственной и др.) и обеспечение его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Реализация мероприятий Стратегии-2030 будет проводиться с учетом Закона Волгоградской области от 31.12.2015 № 247-ОД, основных показателей реализации Стратегии-2030, плана мероприятий по реализации Стратегии-2030. Контроль за ходом реализации Стратегии-2030 осуществляет Администрация Волгоградской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области, ответственным за координацию мероприятий, определенных Стратегией-2030, является комитет экономической политики и развития Волгоградской области.
Глава 3. Региональная налоговая политика (на примере Волгоградской области)
3.1. Анализ налоговых поступлений бюджета Волгоградской области за период 2015-2019 гг.
Налоговая политика Волгоградской области была направлена на обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы региона, осуществление мероприятий по экономически обоснованному прогнозированию доходов бюджета, приоритетное финансирование мероприятий в рамках "майских" указов Президента РФ, социальных обязательств, мероприятий, зафиксированных в соглашениях с федеральными министерствами, поддержание уровня госдолга на безопасном уровне, предупреждение и профилактику нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основе анализа, проведенного в табл. 1 (приложение 5) изучена и графически отображена на рис. 5 динамика налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области за 2015-2019 гг. Очевидно, что за весь анализируемый период величина налоговых поступлений в областной бюджет увеличилась на 14726 млн. руб. (с 56222,4 млн. руб. в 2015 г. до 70948,2 млн. руб. в 2019 г. Общий темп прироста налоговых доходов регионального бюджета за 2015-2019 гг. составил +21,85%.
Анализ структуры налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области за 2015-2019 гг. приведен в табл. 2 (приложение 5) графически она отображена на рис. 6.