Двухсерийный фильм 1977 года «Про Красную Шапочку», выпущенный Беларусфильмом, вне всяких сомнений является шедевром советского киноискусства. Уже само название (не «Красная Шапочка», как называлась оригинальная сказка, а «Про…») даёт понять, что трактовка всем известного сюжета Шарля Перро будет необычной. И это в самом деле так. Начать с того, что история с девочкой и волками по сюжету фильма уже произошла год тому назад. А сейчас будет, так сказать, её ремейк. Вот только и сама девочка, и волки уже не такие наивные.
Пересказывать историю, показанную в этом фильме, нет смысла. Она сама по себе интересна, но дело в другом. В том, насколько недетские вопросы поднимаются и решаются в данном произведении киноискусства. Начнём с самого начала — внезапно оказывается, что волк-то был не один. И тут мы видим подлинный реализм — у любого преступника и даже маньяка могут быть живые родичи, а то и целый клан, его поддерживающий. Вот и у волка из сказки, как оказалось, есть мать, у которой теперь осталась единственная цель в жизни — месть за её погибшего сына.
Уже тут виден вполне разумный и здравый посыл, автор сценария как бы говорит зрителю: «Вот ты, сказочный персонаж, ловко расправился с злодеем. Молодец. Но ведь и у злодея есть матушка, а может и отец, братья-сёстры, друзья и любимые. Как ты думаешь, какие чувства они будут испытывать к убийце их родича? На что они пойдут, чтобы отыскать и покарать такого убийцу, то есть тебя? Как конкретно они при этом будут действовать, чего тебе отныне придётся опасаться всю твою оставшуюся жизнь?.. И не являешься ли ты, сам себе создавший такие проблемы, сказочным долбодятлом?»
Что характерно, волк с погонялом Худой, «друг семьи» покойного, идёт на дело по похищению Красной Шапочки не ради мести, а за денежное вознаграждение. Ничего удивительного, это вполне типично для той среды. Чтобы побудить девочку снова отправиться известным маршрутом через лес, Худой оставляет послание на заборе. Девочка словно бы не понимает, что нацарапанному неизвестно кем заборному тексту верить не следует, и отправляется в путь. Она совершенно права, от возникшей серьёзной проблемы с роднёй покойного нет смысла прятаться, её надо решить, что она в итоге и осуществит. Ведь по дороге есть посёлок, жители которого по какой-то причине всегда рады помочь Красной Шапочке завалить всяких пришлых киллеров…
Самая недетская история связана с попаданием главной героини в рабство. Как выяснилось, на этой дороге за прошедший год успел возникнуть шикарный коттедж, в котором живёт, как это ни удивительно, всего один мальчик (который на самом деле девочка), страшно избалованный и капризный. Живёт он там, хоть и без родителей, но с большим штатом прислуги. И хочет заполучить себе эту мимопробегающую девицу. С неизвестными, но явно гнусными целями. Казалось бы, Красной Шапочке нужно уносить ноги из этого коттеджа, где её держат против её воли. Но она поступает иначе.
Девочка понимает, что родители этого малолетнего монстра явно очень непростые люди, которые заняты столь же непростыми делами, поэтому и сбагрили свою кровиночку в глушь, где её будет трудно найти их врагам. А враги есть, не зря же ребёнка прячут. Прячут не в каком-нибудь привилегированном закрытом учебном заведении, не у дальних родственников, а в совсем уж медвежьем (точнее, волчьем) углу. Красная Шапочка немедленно закидывает удочку, обращаясь к избалованном ребёнку: «А вдруг ты завтра попадёшь на остров в океане?» Разумеется, у родителей этого ребёнка хватит денег и на личный остров. Может быть, он у них и есть, но ребёнок об этом не знает, иначе не воспринял бы такую вводную с радостью, а лениво заметил: «Да был я на нашем острове, ничего особенного…»
Дальнейший их диалог предназначен для ушей не столько избалованного малыша, сколько прислуги, вьющейся вокруг: «А как же ты там проживёшь без повара, без няни?..» Разумеется, родители не оставили бы своё ненаглядное потомство без обслуги, и она там была, пока на острове что-то не случилось. И прислуга куда-то исчезла, а ребёнок остался совсем один. Красная Шапочка не говорит, куда делись повар с няней, оставляя воображению гувернанток представлять различные варианты. Конечно же, они понимают, что это прямой намёк — а ведь и с вами здесь может случиться то же самое. Неудивительно, что они позволяют как самой Красной Шапочке, так и оставленному на их попечение ребёнку, сбежать. Ведь среди вариантов исчезновения островной прислуги есть и такие, в которых замешан именно этот хозяйский ребёнок. Его-то потом может родители и накажут, лишив сладкого на ужин, а вот жизни повара с няней уже не вернуть. Нет уж, пусть дитё погуляет, мы за ним присмотрим… издалека.
Невольно возникает вопрос — когда Красная Шапочка в её-то молодые годы успела научиться таким методам воздействия на психику похитителя? Кто её учил и чему ещё она обучена? И чем в таком случае являются её похождения в лесах, где водятся волки (причём, как выясняется в этом фильме, не одиночки, а целые преступные сообщества)? Уж не тренингом ли, с апробацией полученных знаний и навыков? Намёк на это есть в одной из песен главной героини, где она советует слушателю буквально следующее: «руки-ноги береги!» Иначе, как следует дальше из песни, ни к чему тебе будут дороги, косогоры и всё прочее. Красная Шапочка прямо даёт понять, что любому вставшему на её пути переломает все конечности.
Самым главным свидетельством того, что Красная Шапочка действительно достигла должного уровня мастерства в её ремесле, становится финал кинокартины. Будь героиня тупым боевиком или простой весёлой девочкой, она бы избавилась от преследовавших её всю дорогу волков и забыла о них. Но она поступает совершенно иначе. Она спасает посланных за ней серых киллеров, причём дважды — от охотника, хотевшего застрелить бандитов пока те спят, и от суда Линча, который хотели провести жители деревни, спешившие ей на выручку. Тем самым Красная Шапочка обретает не просто обязанных ей жизнью оборотней (обычные волки, нарядившись в человеческую одежду, не смогли бы так просто обмануть всех окружающих, это именно оборотни), а благодарность целого клана. Несмотря на свой невинный облик, она ведёт себя как настоящий руководитель и опытный лидер тайного сообщества, в котором состоит ещё и некий Звездочёт, но это уже совсем другая тема.