Найти в Дзене
СГСПУ | Знай больше!

Человек, пытавшийся взлететь

Оглавление
Как жаль, что нам в свое время не рассказывали о биографиях писателей с такой же любовью к деталям и интересным фактам, которые остаются в памяти и заставляют взглянуть по-новому на их жизнь и творчество.

А вы знаете, что роман «Человек-амфибия» Александра Беляева напечатали почти сто лет назад, в далеком 1928 году? «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды» и «Голова профессора Доуэля» появились еще раньше.

Кем же был этот удивительный человек, который в эпоху титанических сдвигов в общественно-политическом устройстве нашей страны писал научно-фантастические произведения, о которых высоко отзывался знаменитый Герберт Уэллс?

Александр Беляев
Александр Беляев

Отцом Александра Беляева (1884-1942) был священник из Смоленска. Сам он тоже окончил духовную семинарию, но отцовский путь решил всё же не повторять: слишком любил музыку (сам играл на скрипке и на рояле), литературу, живопись и фотографию. Любимым писателем юного Саши был Жюль Верн.

Портал КУЛЬТУРА.РФ отмечает, что А. Беляев зачитывался приключенческими романами, мечтая о сверхспособностях, и даже однажды спрыгнул с крыши в попытке взлететь, что впоследствии стоило ему огромных проблем с позвоночником.

Заболев туберкулезом позвоночника в возрасте 35 лет и перенеся неудачную операцию, А. Беляев три года был прикован к постели, а затем еще три года носил специальный корсет. Для реабилитации традиционно была выбрана Ялта, где А. Беляев активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, биологию, медицину и технику, читал произведения Жюля Верна, Герберта Уэллса и работы выдающегося ученого, отца русской космонавтики Константина Циолковского, с которым позднее состоял в личной переписке. Ему же посвящено произведение «Звезда КЭЦ» (по начальным буквам имени ученого – Константин Эдуардович Циолковский).

На создание своего самого знаменитого романа – «Человека-амфибии» – А. Беляева натолкнула газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе некий доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Отмечается, что источником вдохновения были и работы его предшественников – произведение «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира и «Человек-рыба» русского анонимного автора.

«Человек-амфибия» сразу же стал необыкновенно популярен: в год первого издания роман дважды печатали отдельной книгой, а год спустя его переиздали в третий раз.

Экранизация романа

Стоит ли говорить, что историей о невероятных приключениях человека, который умеет дышать под водой, достаточно быстро заинтересовались кинематографисты? Уже в конце 40-х годов в Голливуде обдумывали идею экранизации романа, но в итоге всё же отказались от нее, поскольку подводные съемки такого масштаба ранее еще не проводились, и затея казалась безнадежной.

Неудивительно, что в Америке отреагировали крайне язвительно, узнав, что советские кинематографисты после долгих размышлений решились-таки взяться за эту, казалось, неподъемную работу. Сотрудники New York Times напечатали статью, в которой высмеяли будущих создателей фильма, предрекая им полный провал.

И действительно, затея выходила не очень обнадеживающая. Так как денег на съемки в богатом флорой и фауной Саргассовом море не хватало, приходилось довольствоваться Черным морем.

Исполнительница главной роли Анастасия Вертинская к началу съемок не умела плавать (!); костюм Ихтиандра решили шить из ткани для изготовления плотных женских колготок и нашивать на них чешуйки из старой белой кинопленки… Звучит не очень вдохновляюще, не правда ли?

"Человек-амфибия" 1961г.
"Человек-амфибия" 1961г.

Как бы то ни было, результат превзошел все ожидания. Фильм Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского «Человек-амфибия» в 1962 году посмотрело более 65 миллионов человек, что ставит его на 11 место в списке самых кассовых фильмов Советского Союза.

Песня «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» в исполнении Нонны Сухановой звучала, как сейчас говорят, «из каждого утюга», а никому не известный студент-выпускник ГИТИСа Владимир Коренев стал настоящей всесоюзной звездой.

Анастасия Вертинская, к тому времени уже сыгравшая Ассоль в экранизации «Алых парусов» А. Грина и получившая благодаря этой роли всесоюзную известность, после исполнения роли Гуттиэре окончательно превратилась в настоящую любимицу публики и одну из первых красавиц советского кинематографа. Впрочем, чего еще ожидать от этой невероятной пары – «парня, у которого в глазах море, и девушки, у которой в глазах небо», как впоследствии говорил режиссер В. Чеботарев.

Удивительный роман, потрясающая экранизация. А что же автор? А автор умер от голода в январе 1942 года в оккупированном Пушкине: эвакуироваться из-под Ленинграда А. Беляеву не удалось, так как он перенес очередную операцию и не мог двигаться. Один из самых выдающихся фантастов нашей страны похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города.

Автор статьи:

-3

При подготовке заметки были использованы материалы порталов КУЛЬТУРА.РФ, КИНОПОИСК, ВИКИПЕДИЯ.

Всем заинтересовавшимся настоятельно рекомендую прочитать статью об Александре Беляеве.