Найти тему

Виртуализация искусства - как VR меняет музейный опыт

Оглавление

Музейная индустрия стремительно развивается и внедряет в свою деятельность новые технологии. Виртуальная и дополненная реальности позволяют создавать экспозиции, которые оживляют искусство и историю.

Давайте обсудим, как эти инновации меняют облик современных музеев.

Зачем музеям иммерсивные технологии?

Информационные технологии в XXI веке активно развиваются и окружают нас каждую секунду жизни. Картины известных художников можно увидеть через Интернет, посмотреть о них видео на YouTube на телефоне или телевизоре, не выходя из дома.

Увлечь человека посещением культурных офлайн-пространств становится сложнее из-за наличия множества других удобств. Чтобы удерживать и повышать интерес к культурным учреждениям, многие пространства используют VR/AR технологии в своей работе.

Расширение возможностей музеев с помощью VR и AR: преимущества иммерсивности

Виртуализация музейного пространства и дополненная реальность на выставках открывают следующие возможности:

  • Привлечение глобальной аудитории – виртуальные туры делают музеи доступными для людей по всему миру, в том числе для тех, кто не может посетить их лично.
  • Создание уникальных выставочных проектов – VR-технологии позволяют "оживлять" историю и делать ее более понятной и увлекательной для посетителей.
  • Сохранение и реставрация ценных экспонатов – цифровые копии предметов искусства позволяют изучать их без риска повредить оригиналы.
  • Интерактивное взаимодействие с экспонатами – посетители могут не просто наблюдать, но и взаимодействовать с объектами, что повышает интерес к экспозициям.

AR решения для зарубежных музеев

Бостонский музей Гарднер - украденные картины Рембрандта, Мане, Дега и Вермеера с помощью AR.

За рубежом действует множество гидов с технологиями дополненной реальности. Например, в Бостонском музее Гарднер с помощью AR посетителям музея показывают украденные картины Рембрандта, Мане, Дега и Вермеера.

Ведь самое известное ограбление музея в истории человечества, произошедшее 18 марта 1990 года, так и не было раскрыто — в галерее с тех пор висят пустые рамы. Благодаря AR гиду все-таки можно посмотреть украденные картины на своем смартфоне.

-2

Музей дополненной реальности в Сеуле.

Экспонаты такие, что их практически нереально встретить в жизни — динозавры, например. Зато их можно увидеть с помощью AR гида. Кроме самих экспонатов посетители также могут посмотреть небольшие видео-анимации с участием исторических персонажей.

-3

Фиджитал выставка в МАРС

«Город Сад: Мультивселенные».

Выставка "Город Сад: Мультивселенные" представляет собой интерактивную инсталляцию в двух залах, включающую VR-игру и мастер-классы по созданию собственных виртуальных миров.

В первом зале посетители становятся свидетелями рождения вселенной, погружаясь в виртуальную реальность вместе с героями игры для спасения мира.

Во втором зале они получают возможность создать свою собственную вселенную. В VR-мастерской от VK гости делают первые шаги в приложении Open Brush для виртуальных художников, работая с VR-очками и контроллерами, осваивая использование виртуальных кистей и каркасных сеток

-4

VR-проекты в Третьяковской галерее (2018 год)

«Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич».

Выставка «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич» в Третьяковской Галерее предлагает уникальный виртуальный опыт, позволяющий зрителям погрузиться в мир двух великих художников — Наталии Гончаровой и Казимира Малевича.

С помощью VR-очков участники оказываются в тщательно воссозданных мастерских мастеров, где не просто наблюдают за процессом создания картин, но и становятся частью него. Виртуальный мастер-класс позволяет глубже понять пластический метод и логику построения произведений, а также создать собственный натюрморт из предложенных виртуальных объектов, экспериментируя с композицией и цветом.

Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век.

Третьяковская галерея представляет масштабную выставку "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век", посвященную творчеству выдающейся художественной династии Васнецовых.

Галерея подготовила виртуальную версию выставки, позволяющую "оживить" картины с помощью искусственного интеллекта. Посетители могут навести смартфон на картину, считав QR-код, и увидеть объемную анимацию.

На данный момент для интерактивного просмотра доступны пять художественных работ.

Музей в виртуальной реальности

Виртуальный музей “Большой Алтай – прародина тюрков”.

Виртуальный музей «Большой Алтай — прародина тюрков», созданный в Алтайском государственном университете в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая», направлен на облегчение доступа специалистов к археологическим памятникам тюркского времени.

На сайте музея уже доступны десятки 3D-моделей артефактов из семи музеев Сибири и Казахстана, включая каменные изваяния, оружие и предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря технологиям визуализации, экспонаты можно рассматривать в увеличении, перемещать и изучать в разрезе, сохраняя их пропорции и свойства материала даже при вращении.

-5

Минин и Пожарский собирают ополчение: экспозиция с VR-очками

VR-экспозиция "Воззвание Минина".

"Воззвание Минина" является самым большим по размеру (698×594 см) станковым произведением в отечественном искусстве, написанным на историко-патриотическую тему. Произведение посвящено знаменательному событию в истории города и всей страны — созданию Нижегородского ополчения, спасшего в 1612 году Москву и всю Русь от иноземных захватчиков. В центре полотна — земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества.

Благодаря виртуальным технологиям зрители погружаются в эпоху начала XVI века, почувствовать себя участниками действия и ощутить атмосферу масштабного и судьбоносного для нашей страны исторического события.

Подробнее о реализации этого проекта мы рассказывали на своем сайте.

VR-выставка, приуроченная к 100-летию Министерства спорта России

VR-экспозиция «Виртуальный музей в честь 100-летия образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта».

Виртуальный музей спорта - возможность познакомиться с памятными, значимыми для спортивной истории объектами и событиями. Кубки, медали, спортивный инвентарь и даже советский мотоцикл реалистично воссозданы и помещены в виртуальную реальность.

В интерактивной форме пользователь может ознакомиться с историей спорта в Нижегородской области и значимыми для спортивной истории объектами и событиями.

Приложение часто пользуется популярностью на выставках и мероприятиях.

Какие трудности могут возникнуть при внедрении фиджитал-искусства

  • Финансовые затраты – внедрение и поддержка VR/AR технологий требуют значительных инвестиций, что может быть проблематично для небольших музеев.
  • Отсутствие личного контакта – в музейной среде до сих пор бытует мнение, что использование технологий может заменить личное взаимодействие с экспонатами и сотрудниками музея. Некоторые люди могут предпочесть традиционные музейные экспозиции, которые не используют современные технологии.
  • Сложность интеграции – не все технологии могут гармонично вписаться в историческую атмосферу музеев. Важно тщательно подбирать инструменты, чтобы не возник дисбаланс между традиционными и новыми методами экспонирования.

Будущее диджитал технологий в музеях обещает значительные изменения во взаимодействии с посетителями. VR и AR обеспечивают высокий уровень вовлеченности, предлагая новые впечатления. Они становятся мощным инструментом для привлечения новой аудитории и повышения интереса к культурным учреждениям.

Иммерсивные технологии не только повышают авторитет музеев, но и помогают сохранить ценные экспонаты, расширить аудиторию и создать уникальный опыт. Эффект полного погружения, создаваемый VR, позволяет ощутить атмосферу событий сильнее, чем в традиционных выставках.