Существует большая разница между объективной реальностью и человеческой иллюзией. Объективная реальность – это реальность, в которой живет и существует человечество, а человеческая иллюзия – это индивидуальная реальность, которую каждый человек создает для себя сам из своих представлений и убеждений об объективной реальности. В то время как объективная реальность остается одной и той же для всех, человеческая иллюзия варьируется от человека к человеку. У человека есть проблемы только потому, что он вынужден жить в объективной реальности, законы которой неизменны и одинаковы для всех. Но руководствуется он не ею, а своими собственными иллюзиями.
Почему так происходит? Давайте разбираться. Реальность такая, какая есть, на протяжении многих миллионов лет со своими установившимися законами – это факт, который стоит признать. Она сформировалась и существовала задолго до появления любого из нас и точно так же будет существовать после нашего ухода. А что же тогда реальность иллюзорная, как и почему она формируется в сознании каждой отдельно взятой личности?
На самом деле очень просто. Она начинает свое формирование с того момента, когда новорожденный младенец издает первый крик, демонстрируя неудовлетворенную потребность. До этого он живет только инстинктами и безусловными рефлексами как любой детеныш млекопитающего. Инстинктом выживания, который позволяет ему найти материнскую грудь, сосательным рефлексом, чтобы питаться, и хватательным, чтобы не потерять источник питания. Эти рефлексы базовые, и потому самые сильные, но сейчас не о них.
А о том самом первом крике. Ребенок голоден, ему холодно или некомфортно в мокрой пеленке, и он начинает кричать. Что происходит? Правильно, приходит мать или тот, кто взял на себя заботу о нем, и удовлетворяет его потребность. Так формируется первый условный рефлекс. Если тебе плохо, нужно кричать и плакать, тогда потребность будет удовлетворена. Так создается иллюзия управления реальностью: «Мне плохо, я об этом заявил и все изменилось».
А ведь могло бы случится и так, что мать не пришла и младенец погиб. Но ему выжившему, о том, что такое очень даже возможно, еще не известно. Для него такой реальности не существует, хотя она то как раз и есть настоящая. Для него реальность в том, что его потребность была удовлетворена по первому требованию. Именно таким образом в каждом из нас происходит подмена понятий о том, что есть реальность, и базируется она изначально на собственном формирующемся опыте, а впоследствии на самостоятельно принятых убеждениях.
В этот момент также формируется и состояние Жертвы. Одним из проявлений которого является как раз подобная позиция недееспособного ребенка, который стремится криком и плачем получить от мира то, чего он хочет. И с этим первичным «проявлением» впоследствии очень тяжело бороться, тем более, когда на этой «благодатной почве» вырастает куча дополнительных убеждений о том, что тебе должны и каким ты сам должен быть для того, чтобы получать от окружающих всевозможные ресурсы, обеспечивающие твои потребности.
Разве это не обычное состояние человека – сидеть в темноте возле огня, зажженного чьим-то милосердием, и ждать, что придет помощь?Виктор Пелевин, «Чапаев и пустота»
Но Жертва — это не только тот, кто вечно ноет и просит, вовсе нет. Основная проблема Жертвенной позиции в том, что, подменив объективную реальность единожды, создав иллюзию взаимодействия с ней, человек и дальше продолжает делать то же самое. В итоге, взаимодействуя с реальностью иллюзорно и опосредовано через «третьих лиц», его собственная реальность по факту наполняется и формируется из всевозможных ментальных нагромождений и страхов его родителей и близких родственников.
А также детских песен, сказок, обрывков услышанных разговоров о предметах, понятиях и темах, которые ему неизвестны. Именно на всем этом строятся его представления о мире и реальности. О том, «что такое хорошо и что такое плохо», или, к примеру, о том, «кем быть». Весь этот фон из различных утверждений и понятий, которые ребенку неизвестны, заставляют детский разум придумывать некие образы для каждого из них, исходя из той психоэмоциональной окраски данного понятия, что дают ему взрослые. Так постепенно формируется сознание и первичные оценочные суждения о сути вещей, которые еще неизвестны. Суть непонятна, но оценка уже есть. Что это если не иллюзия?
В качестве примера: Отец возвращается с работы раздраженным и начинает эмоционально делится наболевшим с матерью. О том, как он устал, что работа его «достала», начальник идиот, план невыполнимый, зарплата мизерная, премии не будет…. И так далее в подобном ключе. Накипело у мужика, что тут поделаешь.
А в это время мать за столом кормит трехлетнего ребенка, наивно полагая, что происходящий разговор его не касается. И очень сильно в этом заблуждается. Этот разговор его не просто касается, он формирует его будущее отношение к работе и труду в целом. Что видит ребенок? Он видит злого отца и пытается осознать причину, почему тот злится. Дело явно не в матери и не в нем самом, потому что отец придя поцеловал и обнял обоих. Так в чем же?
В повторяющемся слове «Работа» со всевозможными прилагательными. Логика ребенка проста и непогрешима. Отец злится, потому что его злит какая-то «Работа», но «Работа» может злить только если она «Плохая». Потому что когда родители ругаются на него или еще кого-то, то говорят, что он «Плохой». То есть работа – это по умолчанию очень неприятное занятие. А ходить на нее придется. Потому что бабушка ему говорила: «Кто не работает, тот не ест», а раз не ест, значит, умирает от голода. И еще за нее платят деньги, на которые покупаются всякие вещи и «вкусности». Но при этом родители все время говорят, что денег не хватает.
Из всего этого следует ряд простых и убедительных выводов. Работа – это то место, где очень плохо, это раз. Там платят деньги, но, видимо, очень мало, это два. Каждый человек должен туда ходить, иначе умрет от голода, это три. В итоге, обладая подобными «знаниями» и «опытом», что будет делать этот повзрослевший мальчик?
То же, что и большинство работающих жителей нашей страны: выберет себе ту работу, которую будет тихо ненавидеть всю жизнь, испытывать постоянную неудовлетворенность от зарплаты, а чтобы выполнить третий пункт и не стать жертвой голодной смерти, станет просто имитировать трудовую деятельность. То есть вроде как работает, результатов особых нет, но и вреда в целом тоже нет. Такой вот неплохо адаптировавшийся в рамках своих убеждений «идеальный» работник, каковых сегодня подавляющее большинство.
В итоге маленьким человеком создается его иллюзорная персональная картина мира из уже самостоятельно созданных и принятых убеждений, собственных оценок тех или иных событий. И продолжает формироваться в течение жизни, точнее сказать, утверждаться. Потому что после достижения шестилетнего возраста базовые убеждения человека уже сформированы и дальше он не пытается увидеть разногласия между объективной реальность и собственной иллюзорной. Он просто пытается искать соответствия, в которых его иллюзия подтверждается. А если этого не происходит, то эти две противоречивые «реальности» можно «уравнять» в собственных мечтах.
Впрочем, «персональная картина мира» – это, пожалуй, громко сказано. В процессе работы с клиентами, после нескольких лет практики, я могу с уверенностью заявить, что в зависимости от поколения базовый набор убеждений жителей нашей страны почти идентичен. Отличия есть только в гендерном восприятии, да и то, по большей части только в сфере убеждений, связанных с взаимоотношениями и брачными узами, а точнее с убеждениями, кто, кому и почему «должен».
А теперь подведем неутешительный итог. Каждый из нас оказывается Жертвой, Жертвой собственной иллюзии, и это, безусловно, огорчает. Именно эта иллюзия уводит человека от своих истинных потребностей, от по-настоящему любимой работы, от гармоничных взаимоотношений и всего того, что можно объединить под общим понятием Гармония. Однако радует то, что это состояние вполне поддается изменению.
Да, процесс трансформации не прост, и никакая «волшебная пилюля» тут не поможет. Тем не менее, методичная осознанная работа с психологом по прояснению состояний Жертвы, социальных игр и ложных убеждений, которые мы принимаем как свои собственные установки, может значительно изменить нашу жизнь. Как говорится: «Дорогу осилит идущий».
Автор: Максим Владимирович Бушель
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru