Когда я была ребенком, а было это аж в прошлом веке, каждый поход в театр, цирк или на концерт был для меня чудом и волшебством.
У меня было одно платье, действительно мое, купленное для меня, которое называлось "парадно-выходное" и которое в обычный день даже трогать было нельзя. Еще у меня была маленькая сумочка, беленькая, с какими-то красными цветами. Ее именовали "театральная". Перед кульпоходом мне завивали волосы на стальные советские бигуди, на которых нужно было спать всю ночь, зато утром получались красивые локоны.
Когда я немного подросла моя дочка, а это уже начало нулевых, мы с ней тоже готовились к каждому выходу "в свет". Платьев, правда, у нее было много, я старалась ее наряжать красиво, помня свое детство. И детская косметика у нее была "на выход" - "Маленькая фея" называлась: помада, туалетная вода и даже лак для ногтей на водной основе. Словом, собирались мы в театр всегда по-взрослому, как на праздник.
Конечно, выходы эти у нас случались не каждую неделю. Я только окончила институт и начала работать, поэтому с деньгами у нас было не так, чтобы замечательно. Но все равно посещение музеев, концертов и театров было обязательной статьей расходов.
И вот однажды я увидела афишу, что во дворец культуры, который недалеко от нас, приезжает с выступлениями знаменитый дрессировщик кошек - Куклачев. Дочка к кошкам всегда неровно дышала, с самого раннего детства, и решение было принято без раздумий - идем. Хотя цены на билеты были высоковаты, особенно для ДК.
В день представления дочка сама выбрала красивые брючки и нарядную кофточку, сказала, какую прическу ей сделать, и мы отправились на представление.
Конечно, в фойе было шумно, там продавали сладкую вату, кукурузу, были расставлены столы с разной детской ерундой - мячики, воздушные шары, лазерные указки, мыльные пузыри и прочая яркая ерунда. Сейчас уже помню плохо, но, по-моему, игрушки дочку не заинтересовали совсем.
Зато она захотела сфотографироваться с Куклачевым, который тоже находился в фойе, ближе ко входу в зал. Фотоаппарата у меня с собой не было, и я предложила дочке хотя бы взять автограф у артиста. Она с радостью согласилась, а вот артист озвучил условие - автографы он просто так не раздает. Сначала нужно купить видеокассету с его выступлением. И тут я заметила - действительно, рядом стоял столик с видеокассетами. Цена на них откровенно "кусалась" и была сравнима со стоимостью билета, тоже, как я говорила, недешевого. Но дочка капризулей даже в самом раннем детстве не была, что-то просила очень редко, к тому же, сказала, что кассету эту она смотреть обязательно будет. И я купила. Автограф был получен, можно было идти в зал.
Мы ждали начала представления, а оно все не начиналось. Пять минут, десять, пятнадцать... Куклачев периодически появлялся в зале и объявлял в микрофон, что мы ждем тех, кто опаздывает, ведь они тоже должны посмотреть представление. Мы ждали, конечно. И вот артист появился откуда-то сбоку. Он нес в руках огромную охапку длинных шариков - таких, из которых аниматоры очень ловко скручивают разные фигуры.
"Сосиски! Свежие сосиски!" - кричал мэтр, продвигаясь между рядами. Зрители засмеялись и захлопали - мы думали, что так начинается представление. Но нет. "Покупайте свежие горячие сосиски! Разбирайте скорее, и тогда мы начнем! Кому свежие сосиски?" - артист просто продавал шарики. Просто ходил по залу и продавал шарики еще минут десять.
Кто-то покупал, кто-то отмахивался, а я сидела и не понимала, что вообще происходит. Ну хорошо - продажа видеокассет. Это его труд, его работа. Почему нет? Фактическая продажа автографов -тоже бывает, хотя на мой взгляд... ну такое себе, если честно (замечу в скобках, что с дочкой мы ходили на мюзикл "Нотр Дам", тот самый, с "золотым составом" - Светикова, Постоленко, Маракулин, Дыбский - все актеры после спектакля раздавали автографы и фотографировались с поклонниками около служебного входа абсолютно бесплатно, даже вопросов об оплате ни у кого не возникало).
Однако продажа шариков... В зрительном зале... Задерживая из-за этого представление... Лично мне тогда показалось, что это попросту безнравственно. И, как минимум, оскорбляет самого артиста и его профессию. Как может человек вместо подготовки к выходу на сцену, вместо того, чтобы настроиться, заниматься продажей чего-либо буквально за минуту до начала представления? понятно, что выступление кошек - это не балет, не опера и не драма, но, тем не менее. Лично для меня это было показателем того, что человек не планирует выкладываться на сцене на сто процентов. И думает не о представлении, а о том, сколько "сосисок" ему удалось продать.
Представление я плохо помню - оно, действительно, впечатления никакого не произвело. Ну кошки. Ну бегают. Ну прыгают. Мне обидно не было - я взрослый человек и я просто сопровождала дочку. Обидно было то, что, вернувшись домой, дочка на вопрос бабушки, что больше всего запомнилось, она ответила: "Как клоун сосиски продавал." Да, эти "сосиски" - единственное, что ей запомнилось и единственное, что она вспоминала и через десять, и через двадцать лет.
...Эта старая история вспомнилась мне недавно, когда я заспорила с двумя молодыми людьми двадцати шести-двадцати семи лет. В отличие от меня, они не увидели в том случае ничего предосудительного. Напротив, им показалось, что это "круто". Что так артист "становится ближе к зрителю". И, если бы они пришли на концерт любимой группы, а солист спустился бы со сцены и стал продавать, ну, например, мороженое или воздушную кукурузу, они бы пришли в восторг и обязательно что-нибудь купили.
И вот теперь я в растерянности. Неужели я неправа? Неужели зрителям, которые придут, например, на "Лебединое озеро" будет "круто" купить из рук Одетты, облаченной в пачку, бутерброд с колбасой или сладкую вату? Неужели все, чему нас учили в театральном вузе, устарело, и главное - не то, что будет происходить на сцене, а "интерактивчик" с продажей всякой ерунды перед спектаклем?. Ведь и дочка тогда запомнила именно продажу "сосисок". Получается, что это действительно работает?..