В начале 1920-х гг. научная и культурная жизнь Татарской республики бурлила, открывались новые научные и просветительские общества, на качественно новую ступень поднялось народное образование. Х.Муштари оказался в водовороте этих событий, стал непосредственным их участником и внес в те годы заметный вклад в процессы национально-культурного возрождения республики.
У Х.Муштари было очень ценное профессиональное, да и человеческое качество – он хорошо знал, где и в какой области могут и должны быть использованы его знания, способности и опыт. Он мог подчинить свои личные научные интересы общественным, понимая, что наука в республике способна успешно развиваться только при наличии достаточного количества хорошо подготовленных ученых и специалистов. Особенно это касалось национальных кадров, которых в Татарстане не хватало. Именно этим интересам и была подчинена его работа в Академическом центре Наркомпроса ТАССР. Являясь ученым секретарем Академцентра - организации, которая объединила и успешно координировала многие направления научной, национально-культурной, педагогической работы в республике, Х.Муштари значительно усилил и расширил его деятельность. Молодой ученый стал автором учебников по физике и математике для средних школ и техникумов, им были составлены терминологические словари, написаны многочисленные научно-популярные брошюры. Вместе с руководителем Академического центра Г.Ибрагимовым, он стоял у истоков создания журнала «Магариф», который в короткое время стал одним из самых популярных периодических изданий в республике, широко освещавшего проблемы национальной культуры, науки, образования, литературы. Все это выдвигает Х.Муштари в число наиболее ярких татарских просветителей 1920-х гг. в Татарстане.
Ни одно увлечение Х.Муштари не проходило бесследно, всегда прямо или косвенно было связано с его работой на протяжении всей его жизни. Его огромный интерес к авиационной технике, мечта научиться летать на самолетах привели его в Военно-воздушную академию им. Жуковского - закрытое учебное заведение, куда гражданских лиц не принимали. Х.Муштари добился приема у председателя реввоенсовета М.Фрунзе, который, в виде исключения дает ему разрешение на сдачу вступительных экзаменов. Но снова здоровье, на этот раз близорукость, не позволило ему стать слушателем академии. И все же мечта об авиации не осталась для Х. Муштари только мечтой. Впоследствии, создав свою теорию оболочек, он внесет значительный вклад в принципы самолетостроения, а в дальнейшем и создания космической техники.
Судьба постепенно и настойчиво подвигала Х.Муштари к большой науке и его любимой математике, занятие которой он никогда не оставлял, восхищаясь магией цифр и формул, ее способностью объяснить многие сложные явления. После неудачного поступления в Военно-воздушную академию, Х.Муштари работает в Наркомпросе в Москве под руководством Н. Крупской. Он привлек ее внимание своим трудолюбием, эрудицией, хорошим знанием проблем народного образования. Сказался и его опыт работы в Академическом центре в Казани. Неожиданно она предлагает Х.Муштари поступить в аспирантуру Московского университета и дает ему свою рекомендацию. Но вновь его ожидали непредвиденные трудности. Выпускник Сорбонны профессор математики Егоров, отказался принимать у Х.Муштари вступительные экзамены. Казалось бы, забытый уже ярлык «провинциала», «национала» вновь оказался препятствием для молодого талантливого ученого. Но Х.Муштари, со свойственной ему настойчивостью, обращается к академику Чаплыгину с просьбой взять его к себе в аспирантуру. Тот соглашается с условием, что Х.Муштари за год выучит английский язык. Для человека знавшего несколько восточных языков это не составляло никакой проблемы.
В 1929 г. Х.Муштари блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Вновь перед ним открылась прекрасная перспектива, его приглашали на работу многие крупные научные организации и вузы Москвы. К удивлению многих он отказывается от них и возвращается в Казань.
Наступил самый плодотворный этап в его научной дельности, результатом которого стали выдающиеся открытия в области теории пластин и оболочек. В 1938 г. Х.Муштари защитил в Москве докторскую диссертацию, которая привела в смятение многих маститых ученых. Простыми математическими средствами ему удалось решить сложнейшие теоретические проблемы. А в отечественной науке появилась новая научная школа оболочек, создателем которой стал Х.Муштари.
Еще более интенсивно исследования в этой области стали проводиться после открытия в 1946 г. в составе Казанского филиала АН СССР Физико-технического института. Бессменным руководителем этого крупного научного центра на протяжении многих десятилетий был Х.Муштари. Хамид Музафарович приложил огромные усилия, чтобы институт заработал в полную силу. Ему удалось не только решить большое количество организационных проблем, но и создать работоспособный, талантливый коллектив ученых. Сегодня КФТИ – крупнейший научно-исследовательский центр республики и России в целом. Фундаментальные и прикладные исследования, проводимые здесь, неизменно получают широкий научный резонанс в стране и за рубежом. В стенах института работают видные ученые и высококлассные специалисты. Все это прекрасные плоды деятельности Х.Муштари.
Хамид Музафарович много сил и времени уделял научной смене. Молодые ученые всегда находились под его самым пристальным вниманием. Научная школа, созданная Хамидом Музафаровичем, успешно работает, расширяется, имеет прекрасные перспективы для дальнейшего развития и совершенствования.
Исследования Х.Муштари в области математической теории пластин и оболочек имеют большую практическую ценность, их результаты нашли широкое применение во многих областях техники – в самолето- и кораблестроении, в создании всевозможных строительных конструкций, нефтехимического оборудования и трубопроводов и т.д. Математические расчеты Хамида Музафаровича использовались в проектировании и создании современной космической техники. Их высоко ценили С.Королев и академик М.Келдыш, которые неоднократно предлагали профессору Х.Муштари работу в Москве. Жители Казани и гости столицы Татарстана также воочию могут наблюдать практическое воплощение идей выдающегося математика. Оригинальное здание цирка, который стал одним из символов города, сконструировано по формулам Хамида Музафаровича.
Государство высоко оценило научную и научно-организационную деятельность Х.Муштари. Он заслуженный деятель науки РСФСР и ТАССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, награжден многочисленными медалями, в том числе престижной медалью им. С.Королева. Монографии Хамида Музафаровича вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки.