Найти тему
Петербургский Дюма

О ПРАВАХ АВТОРА

В соцсетях не принято указывать автора публикуемого текста и тем более — автора фотографии или картинки. Хотя если авторство изображения действительно бывает сложно выяснить, то авторство текста в большинстве случаев на поверхности, гуглится мгновенно. И указание автора — в первую очередь дело совести того, кто публикует чужой текст.

Скажу как автор: поставить значок © в конце публикации чужого текста — маловато будет. У автора есть имя. Кто указал, чей текст публикует в сети, — тому земной поклон. Молодец. Кто не указал автора, тот украл текст...
...а кто указал вместо имени автора своё собственное, и тем более кто заработал с помощью краденого текста, — тот вторгся в область уже уголовного права.

Знаю предмет
не понаслышке.
Во-первых, в
1992-1993 годах имел отношение к разработке закона "Об авторском праве и смежных правах". В 2006-м этот закон без особых изменений, но с утратой важных, на мой взгляд, нюансов перекочевал в часть IV Гражданского кодекса РФ, которая действует по сей день.
Во-вторых, я имею представление о разнице между авторским правом и смежными правами. К примеру, авторские права распространяются на музыку и текст песни, а её запись относится к смежным правам, которые могут принадлежать исполнителю, звукозаписывающей компании и т.д.
В-третьих, я несколько десятилетий
произвожу разнообразную интеллектуальную продукцию: статьи, романы, кино- и телевизионные сценарии, разработки сюжетов... Много чего, вплоть до здешних публикаций, которые то и дело мелькают в сети — либо без моей красивой подписи, либо вообще на чужих страницах, владельцы которых скромно выдают мою писанину за свою. А издатели и продюсеры платят за лицензии на использование моих текстов, и такой подход мне нравится гораздо больше.

За последний месяц ответил четверым знакомым на вопросы, связанные с правами. Не пытался подменить собой юристов, которые читают лекции по авторскому праву, но дал несколько пояснений и практических рекомендаций авторам текстов.
Пяток из этих рекомендаций привожу здесь.

-2

(1)
Пора уже забыть о распространённой глупости: мол, достаточно отправить себе по почте распечатанный экземпляр произведения, чтобы впоследствии при необходимости доказать своё авторство.
Действительно, в статье 1257 ГК РФ закреплена презумпция авторства, в соответствии с которой автором признаётся тот, чьё имя указано на оригинале или экземпляре произведения. Если на авторство вашего текста претендует кто-то ещё, по закону автором будет признан тот, на чьём экземпляре проставлена более ранняя дата. Но:
— дата, когда вы заклеили конверт с произведением, юридически не зафиксирована;
— почтовый штемпель с указанием даты ставится не на произведении, а на конверте, с которым возможны разнобразные манипуляции (для краткости и недопущения соблазнов описывать не буду);
— мне не известны прецеденты, когда экземпляр произведения, отправленный самому себе по почте, помог доказать своё авторство в судебном споре с вором (по крайней мере, в России).

-3

(2)
Более эффективной представляется отправка файлов по электронной почте, которую имеет смысл продублировать в мессенджере — WhatsApp, Telegram или других, пока не запрещённых. При этом надо будет хранить присланные сообщения и в почте, и в телефоне: если спор о правах дойдёт до суда, придётся предъявить свой почтовый ящик и телефон нотариусу, чтобы он заверил дату и содержание писем, а также скриншоты переписки в мессенджерах.
Мне такая предусмотрительность помогла, например, выиграть суд у жулика Константина Тагировича Кикичева. Правда, пока даже судебным приставам не удалось взыскать с него внушительную сумму. Но это дело времени. А что касается мессенджеров, — лучше использовать WhatsApp, поскольку Telegram позволяет вашему корреспонденту в любой момент удалить переписку и у себя, и у вас.

-4

(3)
Существует платная процедура регистрации и/или депонирования экземпляра произведения с выдачей свидетельства и экземпляра произведения с отметкой даты депонирования.

(4)
Также существует процедура нотариального заверения своей подписи на экземпляре произведения. Зачем — нотариуса не касается. Он за деньги прошнурует нумерованные листы с текстом; проконтролирует, что вы их подписали, и официально заверит. Всё.

(5)
Также существует более изощрённый путь — регистрация своего произведения в Библиотеке Конгресса США. Подробности на
сайте, откуда ссылка ведёт конкретно на охрану прав.
Когда я в последний раз регистрировал свой роман, это стоило около $70. Сколько сейчас — не знаю, и трудно сказать, как в нынешних реалиях технически провести оплату из России. Более того, даже раньше я предпочитал пользоваться дружеской помощью граждан США или Канады: им понятнее и в целом получалось надёжнее.

Всем здоровья, радостей творчества под мирным небом и надёжной защиты от воров интеллектуальной собственности.

Рекомендованная ссылка "О ПРАВАХ"