Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ПРАВАХ

Почти 30 лет назад я принимал участие в разработке закона "Об авторском праве и смежных правах". Почти 15 лет назад закон с некоторыми изменениями перекочевал в часть IV Гражданского кодекса РФ и продолжает действовать. Он вполне коррелирует с аналогичными законами других стран, в соответствии с которыми личные неимущественные права охраняются бессрочно — скажем, имя автора книги, сценария или картины никогда не может быть заменено другим, — а имущественные права действуют 70 лет после смерти автора: дальше произведения переходят в разряд public domain — общественного достояния, когда уже никому не надо платить за их использование.

Сроки и нюансы в разных странах колеблются, но основа у всех одна и та же. Поэтому с 1 января 2022 года в США объявлены общественным достоянием "Винни-Пух" Алана Милна, "Бэмби" Феликса Зальтена, "И восходит солнце" Эрнеста Хемингуэя, немые фильмы с Гретой Гарбо и Бастером Китоном, а ещё порядка 400,000 аудиозаписей, сделанных до 1923 года, в том числе песни об избирательном праве для женщин и самые первые записи джаза и блюза. Теперь любой желающий, никого не спрашивая, может написать сценическую версию и поставить хоть "Винни-Пуха", хоть "Бэмби" в театре или в кино, или вообще переписать эти книги заново.

Интересно, что авторские права Андрея Платонова, умершего в 1951 году, будут под охраной до 1 января 2026 года — лишних пять лет. А мне по просьбе издательства АСТ пришлось переписать главу романа "1916 / Война и Мир", потому что там был процитирован полный текст песни "Кокаинетка". Сто лет назад её исполнял Александр Вертинский, но автор стихов — не он, и тем не менее права оказались зарегистрированными на Анастасию Вертинскую, и крупнейшее российское издательство не захотело судиться и доказывать, что это незаконно...

Авторство — дело тонкое.

А за Винни-Пуха и Бэмби я теперь немного побаиваюсь.