Найти в Дзене

Каким был Славяно-Русский Союз 454 - 912 гг.

В 375 году, в результате вероломного нападения готов Германариха, было уничтожено государство под названием Росия (с одной буквой «с»). На следующий год, в 376 году готов разгромили гунны царя Баламбера, который стал основателем Империи гуннов, унаследовавшей славянскую землю. Империя гуннов просуществовала 78 лет и распалась после смерти царя Аттилы. Сыновья Аттилы не смогли противостоять натиску германских племён, под руководством короля гепидов Ардариха, и в битве под Недао в 454 году армия гуннов была наголову разбита. Остатки гуннов бежали в Причерноморские степи. Империя гуннов перестала существовать. Народы, входившие в состав Империи гуннов, после её распада, стали устраивать свою жизнь так, как кто смог. Спустя почти половину тысячелетия (458 лет) в северной части бывшей Империи гуннов было образовано русско-славянское государство под названием Русь (в 912 году). Спустя восемь столетий после «становления Руси», произошло восстановление государства под названием Россия (с двумя
Оглавление

В 375 году, в результате вероломного нападения готов Германариха, было уничтожено государство под названием Росия (с одной буквой «с»). На следующий год, в 376 году готов разгромили гунны царя Баламбера, который стал основателем Империи гуннов, унаследовавшей славянскую землю. Империя гуннов просуществовала 78 лет и распалась после смерти царя Аттилы.

Сыновья Аттилы не смогли противостоять натиску германских племён, под руководством короля гепидов Ардариха, и в битве под Недао в 454 году армия гуннов была наголову разбита. Остатки гуннов бежали в Причерноморские степи. Империя гуннов перестала существовать.

Народы, входившие в состав Империи гуннов, после её распада, стали устраивать свою жизнь так, как кто смог. Спустя почти половину тысячелетия (458 лет) в северной части бывшей Империи гуннов было образовано русско-славянское государство под названием Русь (в 912 году). Спустя восемь столетий после «становления Руси», произошло восстановление государства под названием Россия (с двумя буквами «с»).

Интересен процесс, как происходило «Становление Руси», от окончания царствования Аттилы и гибели его Империи в 454 году, до подписания правителем Руси, князем Олегом, мирного договора 912 года с Византийской империей, признавшей Русь, как самостоятельное государство, равное по значимости Византии.

Информации о том периоде славяно-русской истории почти не сохранилось. Поэтому возникла необходимость реконструкции исторических событий, на основе имеющихся сведений.

Опорные точки для исторической реконструкции

"Странности", отмеченные в русской летописи

В русской летописи раннего периода, такой как «Повесть временных лет», современный читатель находит много странного и непонятного. Приведём несколько примеров подобных «странностей», говорящих о том, что летописец что-то не договорил, либо пояснения этих «странностей» не дожили до наших дней.

1. Вызывает удивление возраст наследников княжеской власти, как Рюрика, так и его сына Игоря. Здесь мы говорим не про детей вообще, а только о тех, кто наследовал княжескую власть. Рюрик был призван новгородцами для княжения в 862 году (в Лето 6370-е) и правил ими до 879 года, то есть 17 лет. Согласно новгородской Иоакимовской летописи у Рюрика было несколько жён, среди которых самой любимой была Ефанда, родившая ему Игоря.

Любовь — любовью, а государственные дела — делами, их смешение к добру обычно не приводит. Возникает вопрос, почему из возможных многих сыновей Рюрика (от других жён), его наследником был избран Игорь, которому, на момент смерти Рюрика, едва исполнилось два года?

Точно такая же ситуация повторилась и с наследником Игоря, его сыном Святославом. 26-летний князь Игорь Рюрикович (877 г. р.) в 903 году, по совету князя Олега, женился на уроженке Псковской земли Ольге (893 г. р.), которой исполнилось к тому времени всего 10 лет.

После смерти князя Олега, с 913 года (в Лето 6421-е) Русью стал управлять князь Игорь Рюрикович. К тому времени ему исполнилось 36 лет, а его жене, княгине Ольге, — 20. По логике вещей, самое время подумать Игорю и Ольге о своих наследниках, но этого не происходит. При этом, у Игоря и Ольги родился сын Святослав только в 941 году (на момент гибели Игоря в 945 году, Святославу было 4 года), спустя 28 лет после начала княжения, когда Игорю исполнилось уже 64 года, а его жене Ольге — 48 лет.

Могли ли они, почти за три десятилетия, произвести на свет наследников? Вполне, и даже не одного. Возникает вопрос, почему не родили? Значит была какая-то причина, возможно точно такая же, как и у Рюрика и Ефанды. Эту причину постараемся найти.

2. Перед своей смертью, Рюрик передаёт княжение Олегу, своему родственнику, и просит приглядеть за сыном Игорем, ещё младенческого возраста:

«В Лето 6387 (879 год). Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу своему, — отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.»

© Повесть временных лет. Лето 6387.

Что интересно, Рюрик не назначил Олега, своего родственника, регентом-опекуном при малолетнем сыне, а полностью передал Олегу княжескую власть. Это подтверждается договорами с Византией, которые русский князь Олег подписывал от своего имени, а не от имени Игоря, сына Рюрика. Но, после того, как князь Олег, который правил Русской землёй на протяжении 33 лет, умирает, власть на Руси перешла к Игорю Рюриковичу.

Возникает вопрос, а где наследники князя Олега? Почему им он не передал полноправную княжескую власть, подтверждённую международными договорами, а вернул её Рюриковичам?

3. «Повесть временных лет» начинается словами: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля.» Затем начинается повесть о Потопе и Ное с сыновьями. Тем самым даётся понять, что начало Русской земли стоит искать в 33-м веке до нашей эры, когда этот Потоп и произошёл.

В Лето 6390-е (в 882 году) князь Олег выступил в поход из Новгорода и подошёл к Киеву, которым владели бояре Рюрика, Аскольд и Дир. Олег приказал убить этих бояр за самоуправство, после чего сел Олег княжить в Киеве:

«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.»

© Повесть временных лет. Лето 6390.

Некоторые исследователи считают это заявление князя Олега за начало Русской земли, будто бы она пошла от Киева. Нашлись даже такие деятели, которые фразу из летописи «Откуду есть пошла Руская земля. Кто въ Киевѣ нача первѣе княжити» перевели на свой лад: «Откуда пошла Русская земля. Кто в ней стал первым княжить». (О. В. Творогов. Ипатьевская летопись). Тем самым делается очередной подарок Киеву, делая этот «небольшой город» (ПВЛ. Лето 6370) началом всех начал.

Возникает вопрос, почему князь Олег назвал Киев — «матерью городов русских», если к тому времени уже существовали русские города: Новгород, Смоленск, Изборск, Полоцк и другие? Возможно русский князь, прозванный Вещим, вкладывал в эту фразу другой смысл, а не то, что первые русские города якобы произошли от Киева.

Также, при князе Олеге, разные народы, варяги, славяне и прочие стали прозываться Русью. Так бывает, когда образуется многонациональное государство, народы которого начинают называть по имени этого государства. Подобным образом называют русских, татар, осетин, якутов и представителей многих других народов — россиянами, по имени государства России.

Известные исторические материалы

Найденные в русской летописи

Мы считаем, что становление Руси, как государства, началось не в 862 году, с призвания варягов, а значительно раньше, после распада Империи гуннов в 454 году, с образования Славяно-Русского Союза. Примерно также, как началось построение Советского государства (СССР в 1922 году) после краха Российской империи (в 1917 году) с РСФСР в 1918 году; или возрождение России после развала СССР — с Российской Федерации в 1991 году.

Информацию об этом можно найти в «Повести временных лет», если расшифровать один из «ребусов Нестора», написанном под Летом 6360:

«В Лето 6360 (852 год), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля… Вот почему с этой поры начнем и числа положим. От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Аврама 1000 и 82 года, а от Аврама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года…»

© Повесть временных лет. Лето 6360.

Согласно расчётам Александрийских исследователей Библии, сделанных ещё в 4-м веке н. э., Адам был создан в 5508 году до Рождества Христова. Исходя из этого, русский летописец 12-го века, монах Нестор, не мог не знать о дате создания Адама (5508 год до н. э.). Но, если мы сложим числа, указанные в летописи под Летом 6360-м, то получим следующий результат:

2242 + 1082 + 430 + 601 + 448 + 318 + 333 = 5 454 года.

Если мы не будем учитывать тысячелетия, как часто делалось во времена использования Византийской эры (от Сотворения Мира), то получим следующее выражение: «стала прозываться Русская земля… 454 год». (В этом году прекратила своё существование Империя гуннов). Это начало возрождения Руси…

Завершил же становление Руси, как государства, русский князь Олег Вещий в 912 году:

«В Лето 6420 (912 год). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими…»

Мирный договор между Русью и Византийской империей был подписан 2 (7) сентября 912 года в Константинополе. Князь Олег шёл к этому дню долгих 33 года, приняв княжение у Рюрика в 879 году и передав правление его сыну Игорю в 912 году, после своей смерти.

Князь Олег приняв власть у Рюрика, три года находился в Новгороде, затем переместился в Киев (в 882 году) и приступил к завершающему этапу становления государства под названием «Русь». Сев в Киеве, Олег объединил разные народы: варягов, славян и прочих, назвав их Русью. Объединение разных народов под единым названием — один из признаков государственности. И название этому государству, которое стал формировать князь Олег — Русь. Центром государства Русь Олег избрал город Киев, после чего стал ставить города Руси. Потому и назвал Киев «матерью городов русских», то есть государства Русь.

Уже в следующем, 883 году, князь Олег стал подчинять Руси славянские земли, начав с древлян. В 907 году Олег пошёл войной на Византию и взял столицу империи — город Константинополь или, по-русски, Царьград. Обложив греков данью, Олег продолжил укреплять границы своего нового государства. И только закончив воевать, Олег отправил своих послов в Константинополь, чтобы заключить мирный договор с Византией, тем самым добившись мирового признания государства Русь.

Подтверждение этому находим в «Повести временных лет» под Летом 6420-м (912 год):

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами».

Подобным образом поступил и русский царь Пётр Алексеевич Романов. Прежде чем преобразовать Русское царство в Российскую империю, Пётр Первый выполнил ряд условий для становления независимого государства: завершил последний эпизод Монголо-татарского ига — прекратил ежегодную выплату дани Крымскому хану; вышел и закрепился на берегах Сурожского (Азовского) моря, создав задел для выхода к морю Русскому (Чёрному); объявил войну Швеции и победил в ней, закрепившись на берегах Алатырского (Балтийского) моря.

Подобно Вещему Олегу, взявшему столицу Византии, город Царьград (Константинополь) в 907 году, а заключившему мирный договор спустя пять лет, когда достиг мира со всеми странами; Пётр Первый разгромил шведскую армию под Полтавой ещё в 1709 году, а заключил Ништадтский мирный договор со Швецией, закончивший Северную войну, только 30 августа (9 сентября) 1721 года, когда решил все вопросы с соседями по землям, прилегающим к Балтийскому морю.

Что интересно, спустя полтора месяца после окончания Северной войны, 22 октября (1 ноября) 1721 года была образована Российская империя.

После краха Российской империи в 1917 году, на её территории было образовано несколько государств, самым крупным из которых стала РСФСР, в 1918 году. Спустя четыре года, когда была закончена Гражданская война и изгнаны Иностранные военные интервенты; когда были определены границы с отделившимися Польшей и Финляндией, а также решены другие вопросы; только тогда, в 1922 году, было объявлено о создании Советского Союза.

Союзы славянских племён

В первом тысячелетии нашей эры, когда в различных исторических документах стали упоминаться славяне, то, чаще всего, они фигурируют не как отдельные племена, а как союзы славянских племён.

Наиболее известными славянскими союзами того времени являлись: венеты, склавины и анты, упомянутые римским историком Иорданом в 6-м веке; племенной союз ободритов, о котором сказано в «Баварском географе» 9-го века; а также союзы славянских племён из «Повести временных лет», документа 12-го века.

В «Гетике» Иордана говорится о трёх крупных славянских объединениях: венетах, антах и склавенах, которые раньше были объединены в единое целое.

«Баварский географ» рассказывает о славянском союзе ободритов, который представлял собой конфедерацию четырёх славянских племён: бодричей, вагров, полабов и варнов. Во главе этого союза стоял славянский народ бодричей-рарогов. Союзные племена ободритов проживали к югу от Балтийского моря, между реками Эльба и Одер. Этот союз просуществовал с 7-го до 12-го века, пока не был разгромлен германскими племенами. Столицей этого славянского союза был город Велиград. После захвата Велиграда германцами, он был переименован в Мекленбург.

Русская летопись говорит о тринадцати союзах славянских племён, среди которых наиболее многочисленными были ильменские словене, кривичи, поляне и северяне. Во второй половине 9-го века на Русскую равнину возвращаются варяги-русь, пришедшие с князем Рюриком с берегов Балтийского моря.

Германские племена, не имея в то время собственных городов, нападали на славянские и делали их своими: Велиград — Мекленбург, Любице — Любек, Старгард — Ольденбург, Ратибор — Ратценбург и многие другие. Славянские же союзы всегда славились своими крупными и развитыми городами.

Упомянутые в русской летописи кривичи имели только на Руси три города: Смоленск, Изборск и Полотск, не говоря уже о тех, что было ими построены на берегах Вислы и Балтики.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что пришедшие на Русскую равнину с берегов Балтики варяги-русь, руководимые князьями Рюриком и Олегом, также представляли собой Союз племён славян и руси.

После гибели Росии в 375 году, в состав которой входило не менее 70 народов, её место заняла Империя гуннов, унаследовавшая славянскую землю и продержавшаяся совсем недолго, около 80 лет. После развала Империи гуннов в 454 году, на её просторах стали образовываться всевозможные славянские объединения — союзы, состоявшие из нескольких племён, подобно союзу полабских славян — ободритов.

Не стоит исключать того, что в те времена был также образован Славяно-Русский Союз, состоящий из нескольких славянских и русских племён. Во главе этого союза могли стать влиятельные славянские и русские княжеские рода. Ведь во главе «Союза ободритов» также стояло руководство с двойным названием — бодричи и рароги.

Принцип равноправия

Союзы славянских племён славились тем, что они управлялись на принципах справедливости и равноправия, или истинной демократии, как сказали бы сейчас. Многие античные историки рассказывали о славянах, об их нравах и обычаях. Прокопий Кесарийский, византийский историк 6-го века, рассказывал о славянах следующее:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над все­ми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу…»

«И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спора­ми («рассеянными»).»

Византийский историк утверждает, что племена славян и антов некогда имели одно имя; жили они в народоправстве; не управлялись одним человеком; и законы у них были одинаковыми. Все эти утверждения говорят о том, что у славян и антов был единый союз, управлявшийся по очереди, то славянами, то антами (не одним человеком). Одинаковые законы у этих народов предусматривали равный срок правления для всех царей, по справедливости. Таковы законы народоправства или демократии.

В недавней ещё истории, в Социалистической Федеративной Республике Югославии, уничтоженной натовскими бомбардировками в 1999 году, славянский принцип равноправия был реализован на государственном уровне. Югославия состояла из шести славянских республик: Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины, представляя собой Союз южных славянских народов.

Управлялась Югославия не центральной властью, как было установлено в СССР, а республиками по очереди. Время правления каждой республики в федеративном государстве было ограничено одним годом. Подобная схема управления союзным государством, в настоящее время, принята в Европейском Союзе, который управляется всеми его членами по очереди; время правления у всех одинаково, будь то крупная Германия или небольшая Эстония; оно составляет шесть месяцев.

Поэтому, возникшее после развала Империи гуннов славяно-русское объединение народов или союз, имели те же принципы и законы управления, которые были распространены у большинства славянских племён. Вряд ли кто-то стал придумывать что-то новенькое.

Славяне и Русы

Византийский император Маврикий, правивший в конце 6-го века, говорил о славянах следующее:

«Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, осо­бенно в собственной стране.»

Исходя из этого, можно предположить, что многие славянские племена, после выхода из под владычества гуннов, не стали искать себе новых правителей на стороне, а образовали собственные союзы, чтобы было проще обороняться от агрессивных соседей.

Византийцы чаще всего упоминают два славянских племени: славян и антов; и восточные историки также упоминают два народа, отличающиеся своей независимостью. Арабский путешественник Аль-Масуди в 10-м веке писал:

«Что касается язычников… то некоторые племена из них суть Славяне и Русы.»

Вполне возможно то, что арабский путешественник имел ввиду Союз славян и русов, на которых походили некоторые славянские племена, встречавшиеся ему на пути. В этой связи представляет интерес произведение 17-го века, называемое по-разному. В Холмогорской летописи, приложение 1, это произведение именуется: «Хронографический рассказ о Словене и Русе и городе Словенске».

В этом «Сказании о Словене и Русе» ведётся речь об образовании Русской земли, начало которой положено от Потопа, что перекликается с информацией, изложенной в «Повести временных лет». Но, не это главное для освещаемого вопроса. В «Сказании о Словене и Русе» имеется информация, проливающая свет на ряд вопросов скифского периода, к которому можно отнести и закат Империи гуннов.

«и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер.»

«Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим, и начаша размышляти со ближними своими премудре.»

«Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна.»

«И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася.»

«Другий же брат Словенов Рус вселися на месте некоем разстоянием Словенска Великаго, яко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж и доныне именуется Руса Старая.»

«И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси.»

© Холмогорская летопись. Приложение 1.

В «Сказании о Словене и Русе» рассказывается о Великой Скифии (уничтоженной готами Германариха в 375 году), князем в которой был Скиф, прадед Словена и Руса; и о потомках Скифа, устроивших распри и междоусобицы при дележе наследства. После гибели Великой Скифии, славянскую землю унаследовали гунны (те же скифы, только восточные), построившие свою Империю в 376 году.

Империя гуннов распалась на следующий год после смерти царя Аттилы, скончавшемся в 453 году. Причиной распада стали распри между сыновьями Аттилы. Империя гуннов просуществовала 78 лет, в которые легко укладываются четыре поколения (от прадеда Скифа до его правнуков Словена и Руса). После распада Империи гуннов в 454 году, двое из пяти правнуков Скифа, Словен и Рус, вполне могли образовать союз, чтобы идти на поиски земли, благоприятной для их родов.

В «Сказании» говорится о том, что у пяти правнуков Скифа был единый отец, а вот матери (начальницы) разные. Если делать привязку к именам сыновей «единого отца», то можно определить национальную принадлежность трёх жён из пяти: славянка, русская и болгарка. Сыновья славянской и русской начальниц, Словен и Рус, были единокровными, но разноутробными братьями, потому вполне могли стать князьями разных народов (славян и руси), объединившись в единый союз.

Практика названия народов по именам князей была широко распространённой. Пример такого именования имеется в «Повести временных лет»:

«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи.»

Обратим внимание на то, что у ляхов фигурируют также два брата, Радим и Вятко, которые оставили берега Вислы и вместе с ляхами пошли искать лучшей доли, оставив на прежнем месте своих братьев, правивших по-ляхами (поляками), то есть теми, кто остался после ухода ляхов. При этом, ляхи сменили своё название, прозвавшись по именам своих правителей, радимичами и вятичами. Тоже самое могло произойти с народом Словена и Руса.

Каким мог быть срок правления в Славяно-Русском Союзе

В славяно-русском союзе, скорее всего, была установлена определённая продолжительность правления (президентский срок), одинаковая для славянских и русских князей. По логике вещей, первым должен был начать княжить в новом союзе — Словен, как старейший из братьев, а после него — Рус и так далее, по очереди. Продолжительность правления можно взять из «Повести временных лет», ориентируясь на славянского князя Игоря и русского князя Олега.

«А от первого года княжения Олега, потому что он сел в Киеве, до первого года княжения Игоря 31 год, от первого года княжения Игоря до первого года Святославова 33 года.»

© Повесть временных лет. Лето 6360.

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами… И было всех лет княжения его тридцать и три.»

© Повесть временных лет. Лето 6420.

Князь Олег княжил ещё несколько лет в Новгороде, потому указана разная продолжительность правления. Общее время княжения у Олега и Игоря одинаковые — 33 года. Что интересно, у новых славян-ариев летоисчисление начинается от «Сотворения Мира в Звёздном Храме», в Лето 5508-е до нашей эры или в Лето 112-е Даарийского Круголета Числобога (ДКЧ). ДКЧ — циклический календарь, имеющий продолжительность полного цикла 144 года. Если считать Лето 112-е (Звёздный Храм) за первый год правления Словена (основателя государства Свет), то до конца цикла остаётся 33 Лета. (144 — 111 = 33).

О том, что первый Словен был основателем государства Свет, имеется намёк в «Сказании о Словене и Русе»:

«От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет.»

Таким образом, старший из братьев Словен мог предложить срок правления в новом союзе таким же, какой был у первоначального Словена — 33 года.

Продолжение в статье Становление Руси, от Аттилы до Олега.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы