Найти тему
Хочу знать✔️

Восстание Чехословацкого корпуса и развал советской власти

Оглавление

В мае 1918 года Чехословацкий корпус, сформированный из чехов и словаков, поднял восстание, которое привело к краху советской власти на обширной территории от Поволжья до Дальнего Востока. Но как этот корпус оказался в России?

К 1914 году в Российской империи проживало около 100 тысяч чехов и словаков, большая часть из которых (около 75 тысяч) занималась сельским хозяйством на территории Волынской, Киевской и Подольской губерний. Остальные преимущественно жили в крупных городах, таких как Петербург, Москва, Киев и Варшава, и представляли собой преимущественно квалифицированных рабочих и интеллигенцию.

Вступление чехословацких войск в Иркутск, 1918 год.
Вступление чехословацких войск в Иркутск, 1918 год.

Начало Первой мировой войны чехи и словаки восприняли как шанс освободить свою родину от австро-венгерского владычества. Они не хотели воевать против дружественной России и массово переходили на ее сторону, становясь военнопленными или добровольцами.

Из них была сформирована чешская дружина, которая к февральской революции выросла в бригаду из трех полков, носящих имена чешских национальных героев: Яна Гуса, Иржи из Подебрад и Яна Жижки.

Одновременно во Франции был создан Чехословацкий национальный совет во главе с профессором Томашем Масариком, который боролся за создание независимого славянского государства на руинах Австро-Венгрии.

Антивоенные настроения, царившие в России в 1917 году, не разделяли чешские легионеры. Они уже были объявлены изменниками австрийскими властями и стремились к победе Антанты над Австро-Венгрией, чтобы вернуться на родину.

Временное правительство России, видя их боевой дух, превратило бригаду сначала в дивизию, а затем и в 40-тысячный корпус под командованием русского генерала Владимира Шокорова. К легионерам примкнули и другие русские офицеры, такие как полковник Сергей Войцеховский, ставший командиром 3-го полка, и генерал Михаил Дитерихс, занимавший пост начальника штаба корпуса.

В феврале 1918 года чехословацкий корпус отличился в боях под Бахмачем, отразив атаку превосходящих сил немцев. Но после подписания Брестского мира большевиками, встал вопрос о дальнейшей судьбе легионеров.

В итоге было решено подчинить корпус французскому командованию и начать его переброску в Европу для участия в войне с Германией. Переброска была решена осуществлять по Транссибирской магистрали во Владивосток, а оттуда морем.

Для поддержания порядка на каждый эшелон, перевозящий около тысячи человек, оставляли 168 винтовок, один пулемет и ограниченный запас патронов. Это вызвало у чехословаков тревогу, так как они понимали, что оказались в подвешенном состоянии, без надлежащей защиты и не знали, что их ждет в будущем.

Обезумевший Троцкий и приказ

К маю 1918 года 63 чехословацких воинских эшелона, растянувшись на тысячи верст, занимали пространство от Пензы до Владивостока. В то же время по Транссибирской магистрали в обратном направлении следовали поезда с возвращающимися немецкими, австрийскими и венгерскими военнопленными. Напряженность между чехословаками, воевавшими на стороне Антанты, и пленными, естественно, была высока.

14 мая 1918 года в Челябинске произошел инцидент, который стал искрой, воспламенившей конфликт. Чугунная ножка от печи, вылетевшая из окна венгерского эшелона, тяжело ранила чехословацкого солдата. В ответ его товарищи остановили поезд и убили человека, которого посчитали виновным. Челябинский совет арестовал нескольких чехословацких легионеров, но те были освобождены сослуживцами.

Воодушевленные произошедшим, легионеры разогнали отряд Красной Гвардии и захватили арсенал, получив 2800 винтовок и артиллерийскую батарею. На следующий день, в условиях испуганного молчания местного Совета Рабочих и Солдатских Депутатов (СФД), состоялся съезд представителей нескольких эшелонов, на котором был создан Всемирный исполнительный комитет под руководством представителя Чехословацкого национального совета Богдана Павлу.

Командование над чехословацкими войсками, растянувшимися вдоль Транссибирской магистрали, было разделено между поручиком Станиславом Чечек, капитаном Радолой Гайдой и полковником Войцеховским. Игнорируя претензии большевиков, они приняли решение прорваться к Владивостоку своим ходом.

Чехословацкий корпус, 6-й стрелковый «Ганацкий» полк, 1917 год.
Чехословацкий корпус, 6-й стрелковый «Ганацкий» полк, 1917 год.

В мае 1918 года напряженность между большевиками и чехословацкими легионерами, дислоцированными в России, достигла пика. 25 мая Лев Троцкий, в попытке подавить потенциальное восстание, разослал телеграммы всем Совдепам от Пензы до Омска с приказом разоружить чехословаков, угрожая расстрелом в случае сопротивления. Однако Троцкий ошибся в своих расчетах.

Чехословацкие легионеры, вместо того, чтобы подчиниться, активно противостояли большевикам. 27 мая части Войцеховского заняли Челябинск, а на следующий день отряд Чечика захватил Пензу. 4 июня началось наступление на Самару.

В Самаре было сформировано первое антибольшевистское правительство - Комитет членов Учредительного собрания (Комуч). Комуч приступил к созданию собственной армии под командованием Владимира Каппеля.

Чехословацкие эшелоны, подобно колючим ежам, продвигались по стране, подавляя сопротивление советской власти. Вместе с отрядами Капеля они атаковали Казань, где захватили золотой запас России.

Этот захват обеспечил сибирских противников большевиков финансированием для создания собственной армии и организации государственного переворота.

Войска - кочевники

Сопротивление большевиков росло, а на фоне окончания Первой мировой войны в 1918 году и распада Австро-Венгрии, на чьих обломках возникла Чехословакия, вопрос о необходимости присутствия чехословацкого корпуса в России становился все более актуальным.

В ноябре 1918 года адмирал Александр Колчак стал верховным правителем России, что вызвало отторжение у многих чехословаков, склонных к демократическим ценностям и симпатизирующих социалистическим идеям. Военная диктатура Колчака не нашла у них поддержки.

«Казарма» в вагоне-теплушке формирования Чехословацкого корпуса.
«Казарма» в вагоне-теплушке формирования Чехословацкого корпуса.

Вследствие этого чехословацкий корпус фактически прекратил активные боевые действия против большевиков, ограничившись тыловым обеспечением. Легионеры превратили свои эшелоны в подобие домов, перевезли туда все ценное, что попалось под руку, обзавелись женами и детьми, издавались собственные газеты и ставились спектакли.

Командование чехословацкими войсками в России принял генерал Ян Сыров, лишившийся одного глаза и внешне напоминающий знаменитого Яна Жижку. Важную роль в событиях продолжала играть Чечик, войцеховский перешел в части Капеля и стал его ближайшим соратником и преемником.

В ряды колчаковцев вступил и Радола Гайда, движимый, по всей видимости, лишь честолюбивыми амбициями. Некоторое время он командовал Сибирской армией, но вскоре был отстранен от должности. После неудачной попытки мятежа во Владивостоке Гайда был выслан в Европу.

Важным событием для чехословацкого корпуса стал приезд в конце 1918 года Милана Штефаника, министра обороны только что созданной Чехословакии. Он издал приказ, упразднивший все выборные органы в корпусе и передавший верховное командование французскому генералу Моррису Жанену. Около восьмисот недовольных легионеров были арестованы и заключены в крепость Горностай под Владивостоком.

Осенью 1919 года фронт Белых рухнул, и чехословацкие эшелоны спешно двинулись на восток, перекрыв весь Транссиб. В Иркутске вспыхнуло восстание, перекрыв путь легионерам. В этой ситуации чехословаки выдали Колчака восставшим, а сами заключили с большевиками перемирие.

Судьба Чехословацкого корпуса

Летом 1920 года завершилось возвращение чехословацких легионеров из России. За период с декабря 1919 по сентябрь 1920 года 42 судна доставили из Владивостока в Европу более 58 000 человек: солдат, офицеров, инвалидов, женщин и детей. На родине их встретили как героев, и большинство успешно интегрировались в мирное время.

Однако судьбы отдельных легионеров сложились по-разному. Ян Сыров, возглавивший правительство во время Мюнхенского сговора, фактически отказался от сопротивления фашистской агрессии. После прихода к власти коммунистов он был заключен в тюрьму, но прожил долгую жизнь, скончавшись в возрасте 82-х лет.

Легионеры Чехословацкого корпуса (возможна неправильная атрибуция, дата снимка не ранее 25 октября 1920 года, см. надпись на вагоне слева)
Легионеры Чехословацкого корпуса (возможна неправильная атрибуция, дата снимка не ранее 25 октября 1920 года, см. надпись на вагоне слева)

Другой легионе Гайда, также столкнулся с политическими преследованиями. Он был заподозрен в шпионаже в пользу СССР и возглавил фашистское национальное общество, выступавшее против евреев и немцев. Он умер сразу после освобождения из тюрьмы.

Среди чехословацких легионеров был и русский генерал Войцеховский. Эмигрировав в Чехословакию в 1938 году, он стал одним из немногих, кто призывал к сопротивлению гитлеровской агрессии. Он умер в 1951 году в советском лагере.

Противоположная судьба была у командира батальона Людвига Свободы. Вернувшись из России, он занял пост президента коммунистической Чехословакии.

Таким образом, возвращение чехословацких легионеров из России было значимым событием, но оно также стало началом сложной и противоречивой истории, отражающей судьбы людей, прошедших через войны и революции.

Читайте ещё: За что Петр I прокатил на свиньях кости Милославского? Стрелецкое восстание и интриги Нарышкиных