В России существовала своя "война Алой и Белой розы" - многолетняя вражда между влиятельными родами Нарышкиных и Милославских.
Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, взошел на престол в юном возрасте - 16 лет. Женитьба молодого монарха была лишь вопросом времени, и вскоре по обычаю был устроен смотр невест. Из шести претенденток Алексей Михайлович выбрал самую красивую - дворянку Ефимию Всеволожскую.
Однако воспитатель царя, боярин Борис Морозов, был категорически против этого брака. Не устраивал его не только отец невесты, ведший себя слишком самоуверенно, но и сама невеста.
Морозов развернул хитроумную интригу. Во время наряда Ефимии ей так туго затянули волосы, что она потеряла сознание. Морозов объявил, что девица страдает "подучей болезнью", и Алексей Михайлович, поддавшись на уговоры, отказался от невесты.
Недолго горевал царь, поскольку Морозов уже подготовил ему другую невесту - Марию Милославскую, дочь Ильи Милославского. Папаша Марии был гораздо умнее, он всячески угождал Морозову. Но чтобы обезопасить себя, Морозов устроил двойную свадьбу. Марию Милославскую выдали за царя, а ее сестру Анну – за самого Морозова, который таким образом породнился с царской семьей и с влиятельной семьей Милославских.
Мария Милославская получила традиционное воспитание по домострою, стала любящей супругой, заботливой матерью и хозяйкой. Алексей Михайлович любил свою жену, которая родила ему 13 детей.
В делах государственных царица не участвовала, чего не скажешь о ее родственниках. Илья Милославский стал боярином и приближенным Бориса Морозова, фактически управлявшего страной.
Народ не жаловал Морозова, поскольку при нем росли налоги, а коррупция процветала. Повышение налога на соль привело к восстанию в 1648 году. Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, но вскоре он вернулся ко двору.
Теперь Морозов был "серым кардиналом", а номинально власть принадлежала Илье Милославскому, возглавлявшему множество приказов, включая Иноземный, Стрелецкий, Рейтарский, Казённый, Большой казны и Аптекарский.
Борьба за власть
Илья Данилович (отец Марии Милославской), человек не лишенный способностей, был скорее ловким, чем талантливым. К тому же, он не гнушался продвигать своих родственников и присваивать себе казну. В 1668 году он скончался. Годом позже умерла и царица Мария Милославская, после тринадцатых родов, от родильной горячки. Ей было всего 44 года, в то время как Алексею Михайловичу – 40.
Жизнь вдовца не привлекала царя, и он решил снова жениться. Новый смотр невест привел его к 19-летней Наталье Нарышкиной, воспитаннице влиятельного боярина Артамона Матвеева.
С новой женой пришли и новые фавориты, во главе с Матвеевым, который фактически стал главой правительства. Милославские же, естественно, оказались отодвинутыми от власти. Они ненавидели и Матвеева, и царицу, и всю семью Нарышкиных. Но это было еще полбеды. Главным вызовом стало признание Натальи Кирилловны мачехой детьми царя от первого брака.
Повиноваться кому-либо всегда было неприятно, а молодой мачехе, младшей, чем старшая дочь царя, Евдокия, – вдвойне.
В 1676 году Алексей Михайлович умер. Его 15-летний сын от первого брака, Федор Алексеевич, стал новым царем. Сладкая жизнь Натальи, ее родственников и друзей закончилась. Поговаривали, что Матвеев планировал посадить на трон не Федора, а Петра, сына Алексея Михайловича от второго брака. Правда ли это, сложно сказать. Но Матвеев, лишенный боярства, оказался в ссылке. Кирилл Нарышкин, отец царицы, лишился всех своих должностей.
Праздник Милославских, однако, был недолгим. Винить в этом можно было только покойную царицу Марию Ильиничну. Ее сыновья оказались неспособными сохранить власть.
Из пяти только двое, Федор и Иван, пережили отца. Федор был слаб телом, а Иван – умом.
В 1682 году Федор скончался. Новым царем стал старший, но слабоумный Иван, а также младший, но энергичный Петр. Казалось, фортуна улыбнулась Нарышкиным. Но Милославские не собирались сдаваться.
В отличие от своих братьев, дочери Алексея Михайловича, как правило, отличались крепким здоровьем и развитым умом. Особенно выделялась четвёртая дочь, Софья Алексеевна, отличавшаяся острым разумом и решительным характером.
Всемогущая Софья
Сразу после смерти царя Фёдора, Софья не стала сидеть сложа руки, а начала действовать. Она нарушила традиции, идя за гробом вместе с Петром, а также публично обвинила Фёдора в отравлении. Народ, уже недовольный правлением Нарышкиных, был взбудоражен.
23-летний брат царицы, Иван Нарышкин, получивший боярство, стал вмешиваться во все дела, вызывая недовольство даже у вернувшегося из ссылки Артамона Матвеева.
Видя нестабильность власти, стрельцы решили потребовать расправы над своими командирами. Нарышкины, проявив слабость, позволили публично бить батогами стрелецких полковников. Это привело к тому, что стрельцы почувствовали безнаказанность, и Милославские решили использовать их недовольство в своих интересах.
15 мая 1682 года по Москве разнесся слух об убийстве царевича Ивана Алексеевича Иваном Нарышкиным. Начался стрелецкий бунт. Царица Наталья Кирилловна вывела на крыльцо обоих царевичей, чтобы показать, что они живы, но стрельцы были неумолимы. Они убили князя Юрия Долгорукого, главу стрелецкого приказа, Артамона Матвеева и других сторонников Нарышкиных.
Отец царицы, Кирилл Нарышкин, был вынужден принять монашеский постриг. Иван Нарышкин скрывался, но стрельцы его искали. В этой ситуации Софья предложила Наталье Кирилловне пожертвовать братом, чтобы спасти других. Ивану Нарышкину пришлось сдаться, и после долгих мучений он был убит.
Стрелецкий бунт
Стрельцы, недовольные правлением Петра, потребовали совместного царствования Петра и Ивана, а также регентства Софьи. Именно Софья подтолкнула стрельцов к этому бунту, однако, выпустив джинна из бутылки, она быстро потеряла над ним контроль.
Стрельцы перестали считаться даже с ней, и Софье пришлось прилагать значительные усилия, чтобы подавить мятеж. После казни стрелецкого лидера Ивана Хованского, Софья утратила свою главную опору. В 1689 году Иван и Пётр, женившись, по традиции стали совершеннолетними, лишая Софью законных оснований для регентства. Петру удалось отстранить ее от власти, и Нарышкины вновь одержали верх.
Лев Кириллович, брат царицы, до 1699 года играл ключевую роль в государственном управлении. Петр I, не забывая о прошлой вражде, приказал выкопать останки Ивана Милославского, подстрекателя стрельцов, и доставить их в Преображенское на свиньях.
Борьба между потомками Милославских и Нарышкиных продолжалась даже после смерти Петра I. В 1730 году императрицей стала Анна Иоанновна, дочь Ивана и внучка Марии Милославской. Она планировала оставить трон за линией Милославских, завещав его Иоанну Антоновичу, правнуку царя Ивана. Однако переворот, совершенный Елизаветой Петровной, вернул корону потомкам Нарышкиных.
Эта многолетняя борьба за власть была жестокой и кровавой, но, по сути, беспринципной. Ни Милославские, ни Нарышкины не ставили во главу угла интересы страны или проведение реформ. В этом семейном противостоянии за власть, только Петр I выделялся как исключение. Благодаря своей силе воли и прозорливости, он в конечном итоге получил власть, что, в какой-то мере, оказалось удачей для России.