Для меня было бы просто немыслимо приехать в Калининград и не послушать самый большой в России орган. Тем более, что сделать это довольно просто. Органные мини-концерты проводятся в Кафедральном соборе регулярно. Мы ещё не определились с тем, что хотим увидеть во время этой поездки в самом Калининграде, а билеты на концерт купили сразу. Так и получилось, что после трёхчасовой прогулки на теплоходе мы направились на остров Канта.
Пожалуй, это единственное место в Калининграде, которое оказалось именно таким, каким я его себе представляла, собираясь в эту поездку. Наверное, именно поэтому очень сложно рассказывать о своих впечатлениях. Домский собор Богоматери и Святого Адальберта по праву считается главным символом Калининградской области. Его строительство было начато 13 сентября 1333 года. За свою долгую историю он был и оборонительным сооружением, и приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, и тюрьмой, и госпиталем, и церковью университета Альбертина, а в южной башне располагалась университетская библиотека. В августе 1944 года после налёта английской авиации собор выгорел изнутри, а остров превратился в руины. Сегодня мы можем любоваться результатом колоссального труда историков и инженеров по реконструкции и восстановлению здания, проведённых с 1990 года, а сам собор служит музеем и концертным залом.
Службы в соборе не проводятся. Однако, в нём есть две часовни на входе - православная и евангелическая. А на трёх этажах его башенной части в 1998 году был открыт музей основоположника классической философии Иммануила Канта. Немецкий философ родился в Кёнигсберге, преподавал здесь в университете и в 1804 году был похоронен у северной стены собора. Мы сегодня увидели его усыпальницу, возведённую в 1924 году.
В 1995 году на башне собора были установлены самые точные часы Калининграда со спутниковой связью, изготовленные немецкой компанией "Сименс".
Впрочем, весь собор - это музей. Мы в этот раз побывали только в органном зале, но и по нему до начала концерта прошли с интересом. И пусть великолепные витражи - это плод фантазии современных калининградских художников. Они очень органично вписались в интерьер.
Есть здесь и по-настоящему исторические экспонаты. Возраст средневековой купели Святого Олафа, установленной в предназначавшемся для крещения боковом нефе, считается больше, чем у самого собора. После войны было найдено всего тринадцать её фрагментов, которые сейчас можно определить по более тёмному цвету.
А каменные медведи 1697 года когда-то стояли у входа в ратушу Кнайпхофа. Сегодня они здесь потому, что здание ратуши до наших дней не сохранилось.
Сам зал рассчитан на семьсот зрителей. Мы пришли в 14.00 в будний день, и к началу концерта зал был полностью заполнен. Слушали мы композиции в исполнении лауреата международных конкурсов Мансура Юсупова. Прежде чем начать, он довольно интересно рассказал о самом органе, что для меня было неожиданно и вдвойне интересно из уст музыканта, способного своим талантом извлечь волшебство из этого невероятного инструмента. Непосредственно концерт длился сорок минут.
Разве можно рассказать о музыке? Это музыка может рассказать обо всём. Поэтому моё повествование будет об органе. Точнее, о комплексе из двух органов, которые могут звучать как вместе, так и по отдельности.
Его технические данные впечатляют: 6301 труба у Большого органа и 2224 трубы — у малого. Всего 122 регистра. Два органа соединены оптоволоконной связью и оборудованы компьютерами. Органист может использовать возможности двух инструментов, музыканты могут видеть друг друга и даже «выйти на связь».
Первый орган в соборе появился в 1695 году. Затем сменилось несколько небольших инструментов, а Большой орган в стиле барокко установили только в XVIII веке. Его в 1721 году создал мастер Иоганн Мозенгель. На нём учился музыке знаменитый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. Современный органный комплекс, звучавший для нас сегодня, создавали мастера германской фирмы «Александр Шуке» - старинной семейной фирмы, несколько поколений которой являются именно органными мастерами.
В основном органы для российских площадок строят западноевропейские предприятия, в нашей стране органостроения нет. Это связано с тем, что в православной традиции — только один инструмент от Бога: человеческий голос.
Внешний вид органа - копия того, что сгорел в военные годы. На покрытие его резных деталей ушло полтора килограмма сусального золота. Все деревянные фигуры и вензеля - результат труда калининградских мастеров. Первый концерт на новом органе был дан 10 января 2008 года.
По словам титульного органиста Евгения Авраменко, акустика Кафедрального собора устроена так, что произведённый звук «летает» в помещении ещё семь секунд. И при игре сразу на двух органах музыка смешивается в центре зала, получается живой «стереоэффект».
Так сложилось, что мы, месяц назад гуляя по Смоленску, рассуждали о непростой судьбе Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. У местной католической общины не хватает средств на его восстановление, но и передать его светским властям они не хотят. Может быть, всё дело в том, что я довольно далека от религии, но мне кажется прекрасным, что католический собор в Калининграде живёт пусть даже в качестве музея или концертного зала. И не просто живёт, а дарит людям свою волшебную атмосферу.