Найти в Дзене

Slash. Orgy of the Damned (2024). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: blues | blues rock | hard rock

Страна: США

Лейбл: Gibson

Дата выхода: 17 мая 2024

Блюз — всему голова. Это признают рокеры и металлисты всех стилей и направлений, а также поп-исполнители высшей категории, чьё творчество отличается хорошим вкусом и качеством. Корни многих современных музыкальных течений неизменно уходят в пропитанную кровью и потом почву блюза. Всё больше музыкантов продолжают черпать в нём вдохновение.

Как, например, это делает гитарист Сол Хадсон, более известный как Slash, особо не нуждающийся в представлении. В последние годы творческая жизнь Слэша кипит ключом. Он воссоединился с Guns N' Roses и успел откатать с ними грандиозный тур в 2018–2019, не забывая при этом о сольном творчестве — альбом «4» (2022) в связке с Майлзом Кеннеди и «Конспираторами» весьма порадовал. Но, пожалуй, наиболее масштабную задумку он воплотил в жизнь несколько позже.

По словам Слэша, в последнее время его больше всего привлекает именно блюз-сцена. И для него, в прямом смысле слова выросшего на ней, впитавшего её и сформировавшего на её основах собственную манеру гитарной игры, было чрезвычайно важно продемонстрировать свою причастность к этому жанру. Причем без всякого самолюбования и надменности. Слэш — вполне состоявшийся, уважаемый музыкант, которому уже не нужно ничего и никому доказывать, а потому он волен делать всё что пожелает.

Именно этим можно объяснить появление такого альбома, как «Orgy of the Damned», который с самого начала претендовал на звание одного из лучших релизов 2024 года в моём личном топе. И не важно, что это прежде всего кавер-альбом, вдохновлённый произведениями старых мастеров корневого блюза, соула и ритм-н-блюза.

Для этой затеи Хадсон собрал свою старую команду времён Slash’s Blues Ball, куда вошли: Джонни Грипарик (бас-гитара), Таш Нил (ритм-гитара, вокал), Тедди Андреадис (клавишные) и Майкл Джером (ударные). Более того, на вокал (и для исполнения отдельных инструментальных партий) он пригласил как самых ярких и матёрых певцов хард-рока, блюз-рока и смежных жанров, так и более молодых исполнителей — о них мы расскажем чуть позже.

Кажется, нечто подобное мы уже слышали на первом сольнике мастермайнда 2010 года, но теперь всё немного иначе. При поддержке этой дружной команды Слэш представил вниманию аудитории рок-стилизованную подборку наиболее значимых для него композиций, которые в своё время повлияли на него как на музыканта, да и просто тех, которые ему нравится исполнять удовольствия ради.

Для полноты ощущений я бы рекомендовал всем для начала ознакомиться с оригинальными записями этих песен, а после сравнить их с тем, что выдали Слэш и его команда. Если же вы не настроены копаться в «старье» и решили сразу же приобщиться к «Oргии», то, будьте уверены: вы не разочаруетесь. Ведь это же настоящий праздник и пир для ушей. Поехали!

Открывает альбом «The Pusher» авторства Уэйна Хойта Экстона, более известная в исполнении коллектива Steppenwolf, в данной интерпретации — по-калифорнийски непринужденная, монотонная, даже ленивая пьеса с расслабленным импровизационным вокалом Криса Робинсона (The Black Crowes), тягучей гитарой, мягко пульсирующей ритм-секцией и невесомыми клавишными. Особый колорит ей придают партии губной гармошки и, конечно же, плавно льющиеся, словно виски в бокал со льдом, соло Хадсона, создающее лёгкий опьяняющий эффект.

Далее нас ждёт «Crossroads» от легендарного Роберта Лероя Джонсона, который, как говорят, продал душу дьяволу. В новой версии это уже более динамичная хард-роковая тема с авантюрной ноткой и хулиганистым лид-вокалом Гэри Кларка-мл. Грязноватый гитарный саунд в совокупности с идеально работающей ритм-секцией и лёгкими пассажами Хаммонд-органа создают идеальный фон для «вкусных» соло Слэша и самого Гэри, которые блестяще воздали должное творчеству выдающегося блюзмена.

Не менее захватывающе звучит «Hoochie Coochie Man» неподражаемого Вилли Диксона, прообраз более известного «Bad to the Bone» Джорджа Торогуда. Грубый, маскулинный, по-южному темпераментный, но по-своему обаятельный и опасный буги-рок с хриплым вокалом именитого бородача Билли Гиббонса (ZZ Top), отрывистыми риффами, пианино и губной гармошкой, он не торопясь прокладывает себе путь к симпатичной «жертве» сквозь дымный чад придорожного техасского заведения.

Эстафету принимает «Oh Well» британцев Fleetwood Mac, которая стараниями Слэша, его команды и приглашённой звезды американского кантри Криса Степлтона превратилась в драйвовый хард-роковый номер с «пьяным» вокалом и бряцаньем струн. Накал страстей здесь то доходит до критической отметки, то резко спадает, после всё начинается заново — идеальный саундтрек для мордобоя в баре, облюбованном байкерами и дальнобойщиками.

Далее вступает шикарная «Key to the Highway» за авторством Чарльза Сигара и Уильяма Брунзи, наиболее известная в исполнении Эрика Клэптона. Композиция ощутимо прибавила в тяжести, что, вероятно, пошло во вред её оригинальной изящности, но тем не менее подкупает своим непробиваемым оптимистичным настроем. При этом нельзя не отметить потрясающе сильный лид-вокал Дороти Мартин (Dorothy): открытый, в духе 1950-х, и одновременно провинциально-наивный a-la Дженис Джоплин, он как нельзя лучше влился в общую канву.

Особый упоительный шарм источает томная «Awful Dream» именитого Лайтнина Хопкинса — вальяжный, неторопливый темп с чуть «расхлябанной» гитарой, вставками акустики, прочувствованным медитативным ритмом и бархатистым баритоном Игги Попа, который отлично справился с задачей и, разумеется, кое-что добавил от себя.

По-олдскульному терпко, интригующе и максимально близко к оригиналу прозвучала «Born Under a Bad Sign» Альберта Кинга — эффектное вступление, упругие ритмы, энергичный, молодцеватый вокал Пола Роджерса (Free, Bad Company) и целый каскад соло-пассажей, в которых ощущается неподдельная страсть.

Особого внимания удостаивается композиции «Papa Was a Rolling Stone» группы Temptations — лощёный, строгий, подчёркнуто минималистский ретро-соул с акцентом на ритм-секцию, вкраплением синтезаторных эффектов и обработанной гитары. В центре внимания здесь Деми Ловато — молодая американская исполнительница r'n'b. Её уверенный, сочный, с мимолётными холодными нотками голос в обрамлении бэк-вокала отлично раскрывает аристократически эстрадный типаж композиции, а соло-поливы Слэша восполняют недостаток бурных переживаний.

Не менее яркой, но уже из другой породы, предстаёт «Killing Floor» брутального Хаулина Вульфа. Прожигающие насквозь гитары, раздолбайские плясовые ритмы и заводной, шероховатый тембр Брайана Джонсона (AC/DC), который здесь совершенно неузнаваем, — всё это цепляет с первых же секунд. Старик Брайан определённо ловит кайф от исполнения хита своей молодости и раскрывается на полную. Поддал жару также и Стивен Тайлер (Aerosmith), который исполнил просто бешеную партию на губной гармошке, доведя общую атмосферу до настоящей эйфории.

Более романтичной выглядит пьеса «Livin’ for the City» Стиви Уандера, где сочетаются торжественные эстрадные мотивы и ритмичные фанковые пульсации, создающие ощущение неторопливой прогулки по вечернему, всегда летнему и ласковому мегаполису. Партии лид-вокала, очень мелодичного и чувственного, блестяще исполнил соратник Слэша, Таш Нил, в то время как сам мастермайнд сохранил лиричную канву гитарных штрихов и сильную кульминацию.

Обвновлённая версия «Stormy Monday» Аарона «T-Boone» Уокера в полной мере передала оригинальную тягучую вязкость и томную чувственность кабаре-блюза, но она была бы несовершенной без харизматичного густого тембра неподражаемой и непредсказуемой, словно вулкан, Бет Харт. Певица в очередной раз продемонстрировала высший пилотаж и выдала колоссальный набор надрывных эмоций и мощных нот, доводя себя до высшей точки кипения и тут же остужая накал страстей – настоящая старая школа во всём своём буйном великолепии.

Завершает всё это действо «Metal Chestnut» – единственная оригинальная тема от самого Хадсона, симпатичный инструментал с красиво вальсирующей гитарой, мелодия которой всецело говорит за композитора. Можно сказать, что это вторая часть знаменитого соло из «November Rain», но отличается она умиротворённостью, неоклассическим изяществом и какой-то кроткой теплотой. Своего рода прощальный жест, когда пришло время снять свой знаменитый цилиндр и сделать поклон.

Переведя дыхание, можно констатировать, что эта кавер-вечеринка удалась по всем параметрам. Похоже, это тот самый случай, когда сами музыканты и их почётные гости отнеслись к своим обязанностям легко и непринуждённо, но при этом проделали работу на высшем уровне. Профессионализм и живые неподдельные эмоции — это именно то, чем цепляет альбом, напоминая о тех временах, когда живое исполнение было единственным шансом доказать, что ты чего-то стоишь на этой сцене. Смею предположить, что большинству гостей, не говоря уже о самой группе Слэша, процесс записи материала доставил больше удовольствия, чем конечный результат.

Бережное и аккуратное отношение к классике не вызывает ничего, кроме уважения. Ни одна из представленных композиций не утратила своей первоначальной искры, а многие действительно значительно преобразились, получили вторую жизнь и заиграли новыми красками. И да, в этой музыке по-прежнему чувствуется эдакая чертовщинка, искушение и вожделение.

Разумеется, «Оргия» — это повод для гордости самого Слэша и всех тех, кто принял участие в этом проекте. Примечательно, что реализован он на столь зрелом жизненном этапе — в 2025 году Солу Хадсону исполнится шестьдесят. Но так ли это важно для настоящего рокера? Он просто делает то, что ему по душе, и делает с предельной самоотдачей и неугасающим азартом.

Основная же задача «Orgy of the Damned» — напомнить всем, что хорошая музыка не теряет своего очарования с годами, но явно нуждается в том, чтобы с неё изредка смахивали пыль. Хотя бы для воспитания хорошего вкуса у нового поколения слушателей.

Альбом «Orgy of the Damned» (Slash) в Apple Music