Найти тему
Август

Зима близко

Год выдался жарким для Сибири, весной отжог генконсул Китая в Иркутске, оценив иркутский аэропорт, в котором пассажиропоток наибольший в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке:

— Он похож на наши автобусные станции в уездах. Я сам сейчас живу в поселке в провинции Цзянсу. Сейчас там построили метро к центру уезда, — заметил Сунь Чуаньцзян.

Летом прошел ПМЭФ, наиболее значимым международным представителем там была Беларусь, однако Лукашенко туда не приехал, вместо этого он провел визит союзного уровня в Иркутск, где ознакомился с работой ИАЗ, и посмотрел на Байкал.

Третьим событием был ВЭФ осенью этого года, самым представительной там была китайская делегация, которая при первой же возможности свернула свою деятельность и переместилась с Иркутск.

На ВЭФ обычно каждый год выступал министр энергетики Шульгинов, с одним и теми же словами, что главная проблема всего и вся, это энергодефицит в некой юговосточной Сибири(такой административной единицы нет) и всё это из-за майнинга.

Юг Восточной Сибири это Иркутская область, регион с самыми низкими тарифами, и по этому привлекательный для майнинга. Тарифы эти не нарисованны, гидроэнергетика, угольная, создают условия, чтобы именно там цены были ниже. Как по построенным мощностям, так и по потенциалу роста. То есть сколько не расходуй электричества, всё это может восполненно новой генерацией с низкой себестоимотью.

Однако область не похожа на цветущий край, сотни километров с обезлюдившими селами, пустыми глазницами домов. Дорогое жилье в городе, что опять же обоснованно требованиями по сейсмичности, хаотичная застройка частными домами в пригородах, и в этих самых редких местах, где еще теплится жизнь, зимой ходят энергетики с тепловизорами, чтоб найти тех кто много расходует электричество и покарать, загнать в долги которые невозможно выплатить, пустить по миру.

Вот собственно сюжет местного тв с типичной историей. Там перечисляются населенный пункты и они в точности совпадают с теми, где ведется новое строительство, таким образом, где есть стройка там проблемы с электричеством, где проблемы с электричеством там новое ИЖС. Частный майнинг в таких поселках представляет сосбой использование электичества в пределах как у всех 10-15 кВ по официальным договорам и с полной оплатой по счетчкику. В наиболее холодное время года такой майнинг тот самый редкий случай, когда выполняет практическую бытовую функцию по обогреву жилья.

Максимовщина, это небольшое село, тысяч в 5 человек к северо западу от Иркутска(Если кто еще не знает географию Иркутской области), поселок окружен ТЭЦ со всех сторон, недалеко находится ГЭС, установленная мощность энергетики исчисляется ГигаВаттами, не сложно прикинуть, что сотни новых домов на максимуме смогут потреблять не больше одной тысячной вырабатываемой энерегии. Так что дело тут в распределительных сетях, за подключение к которым люди заплатили деньги. Собственно и сами энергетики это признают, говоря что сейчас мощность есть, но вот через несколько лет, при темпах роста энергопотребления, мощности может не хватить, видимо поэтому они превентивно саботируют подключение новых домов, чтобы отбить желание стоить ИЖС.

Кому бы действительно стоило подвинутся в этой ситуации, это промпредприятиям, к примеру АЭХК, который работает в цикле обогащения урана, что в основном делается в интересах запада. ИНК сейчас делает литиевый завод в Усть-Куте, вот и АЭХК нужно перенести туда же, тем более задача о замещении производства давно стояла, но руководство Росатома с ней не справилось. Иркутский алюминиевый завод в Шелехове, тоже без особых усилий постепенно может снизить энергопотребление и выбросы, к примеру перейдя с обработки бокситов, на лом цветных металов, и увеличив выпуск товаров глубокой переработки, тех же электрокабелей.

Чтобы всё это заработало нужно создать экономический стимул, - исполнять договора на подключение, и вводить санкции за их срыв. Чиновники вместо этого начали плодить различные лимиты по тарифам, увеличивать тарифы, но Август 2024 положил этому конец; был принят новый закон о майнинге, на удивление качественный, там прямо прописан запрет энергокомпаниям на собственные майнинговые фермы, и разрешен майнинг частным потребителям в пределах установленных лимитов. Так что все лазанья с тепловизорами по дачным участкам теперь вне закона, вместо этого энергетикам стоит занятся новыми энергосетями, которые как выяснилось не расчитаны на нагрузку по договорам, а регулятору остается только проверить самих энергетиков, выяснить афилированны ли с ними промышленные фермы майнинга.

Суть нововведения в легализации оборота криптовалюты, она обладает свойством анонимности ровно до той поры пока её не начинают привязывать к счетам, обелять, как это делают во многих странах. Как только людям гарантируют, что их деятельность легальна, росинформмониторинг сможет отслеживать каждый шорох в движениях криптовалют и такие деньги уже не смогут использоваться для финансирования терроризма, западными спецслужбами, наркоторговли, финансирования политиков олигархами и т п. В то же время криптовалюта может исползоваться для обхода санкций, особенно для операций не связанных с Китаем. Однако не смотря на то что закон принят всеми палатами Парламента и подписан Президентом, переломить сложившиеся практики пока не удалось.

Закон вступает в действие с наступлением календарной зимы, но практических мер по его исполнению не предпринято, продолжается всё та же тухлая риторика о вине майнинга во всех проблемах, на мотив отправленного в отставку министра энергетики, продавливается повышение тарифов, в общем еще много токсичных политиков, которые будут блокировать принятые решения, сейчас публично упираются в основном на региональном уровне, но тут надо понимать, что это не самостоятельные персоны, они лишь обслуживают отдельных функционеров в высоких кабинетах, у которых уже свои причуды, по тому как не дать строить дома в Сибири, пока всё это не выявят и не прекратят их деятельность закон не заработает.

Есть еще коммерческие интересы, но тут как раз возможны компромиссы, на самом деле социалки и экономическое развитие восточной Сибири во многом совпадают, и если всё это дело очистить от паразитов в финансовых потоках и ментальных, вполне можно в регионе построить жилье для миллионов людей и рентабельный бизнес. Та же Максимовщина находится в 5 км от НовоИркутской ТЭЦ, в которой тепловая энергия это побочный продукт выработки электричества, таким образом достаточно будет построить новый тепловой луч, и подключить частные дома к централизованной системе отопления. Попутно на этой инфраструктуре есть все условия для строительства ного района жилой застройки. Тоже самое может быть проделано по направлению поселка Молодежный.

Нечто подобное в Иркутске уже приозводится в военном городке Зеленый, но это всё черта города, а коллапс в энергообеспечении наблюдается в области, так что тут требуется оформить это дело юридически, раздвинуть границы города вместе с новыми теплотрассами, что повлечет и увеличение тарифа, во всех "проблемных" поселениях. В общем тут нужна политика расширения инфраструктуры, строительства новой а не ковыряния в старых трубах и их перекладывание. Это кроме всего прочего позволит резервировать городскую ТЭЦ связав теплосети с Ангарскими, и следующим логичным шагом будет создание новой территории федерального значения на базе Иркутской агломерации, а вместе с тем и перенос регистрации предприятий в Сибирь, которая уже начата. В Иркутск к примеру ОАК можно перенести.