Сегодня день Бородинского сражения, данного русской армией Наполеону на пороге Москвы в 1812 году. В сражении сошлись почти равные по численности русская и армия объединенной под властью французского императора Европы.
Битва продолжалась весь день с необыкновенным ожесточением и закончилась сама собой с наступлением темноты. Несмотря на локальные успехи французов, к вечеру они отошли на исходные позиции, русская армия оставалась на месте. Потери были чудовищными: 38 тысяч у русских и до 40 тысяч у французов, чего до сих пор не случалось в однодневном сражении.
Потом было отступление от Москвы, захват древней столицы французами, знаменитый пожар... А потом бегство Наполеона, преследуемого по пятам русской армией, в которой его Великая армия была уничтожена. Вместо более 600 тысяч человек в июне, к границе выбрались не более 3 тысяч оборванцев, практически утративших человеческий облик.
Я люблю вот эту цитату из романа «Война и мир» Льва Толстого:
«— Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. ......... Ты говоришь: «наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут», — продолжал он, — все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, — все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
— В такую минуту? — укоризненно сказал Пьер.
— В такую минуту, — повторил князь Андрей, — для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
— Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, — проговорил Тимохин. — Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».