Положение малолетнего Петра, при соперничестве двух сильных боярских родов: Милославских и Нарышкиных, было очень невыгодным и даже опасным.
После смерти отца - Алексея Михайловича - в 1672 году, на престол вступает 14-летний Федор Алексеевич. Хочется пометить, что мальчик был очень слаб здоровьем. К сожалению, он правил недолго - в конце 1682 года Федора Алексеевича не стало.
В своем романе "Петр Первый" А.Н. Толстой описал смерть царевича: "Под темными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Федор Алексеевич. Ждали этого давно: у царя была цынга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик, да и свалился. Кинулись — едва бьется сердце. Положили под образа. Синие глаза его блестели возбужденно. Час был решительный, — надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Сына Нарышкиной или сына Милославской? Оба еще несмышленые мальчишки, за обоими сила — в родне. Петр — горяч умом, крепок телесно, Иван — слабоумный, больной, вей из него веревки... Что предпочесть? Кого?".
На совете высших сановников решают избрать будущим царем десятилетнего Петра, а не Ивана. Безусловно, такое решение поражает, и вызывает недовольство. Однако, Нарышкины недооценили своих основных противников - Милославских. Они, во главе с царевной Софьей, сумели возбудить недовольство стрельцов.
15 мая 1682 года с их помощью совершить государственный переворот, который погубил не только огромное количество людей, но и подорвал психическое состояние Петра. На его глазах стрельцы убивали знакомых ему людей. Безусловно, такое увидеть будучи ребенком - психологическая травма обеспечена. На будущего императора эта ситуация повлияла следующим образом:
- в минуты ярости его красивое лицо менялось до неузнаваемости, появлялись конвульсии;
- отчасти из-за стрелецкого бунта Петр стал ненавидеть старую боярскую Москву. Именно поэтому царь захочет построить город, который не имел бы никакого отношения к боярской Москве.
Таким образом, на престоле утвердился триумвират: Петр и Иван правят вместе, а их регентом была объявлена царевна Софья.
Царевна Софья вернулась от обедни, — устала. Выстояла сегодня две великопостные службы. Кушала хлеб черный да капусту, и то — чуть-чуть. Села на отцовский стул, вывезенный из-за моря, на колени опустила в вышитом платочке просфору. Стулец этот недавно по ее приказу принесли из Грановитой палаты. Вдова, царица Наталья, узнав, кричала: «Царевна-де и трон скоро велит в светлицу к себе приволочь». Пускай серчает царица Наталья.
Царица Наталья Нарышкина со всеми домочадцами выехала из Кремлевского дворца и поселилась в Преображенском. Безусловно, Петр появлялся в Кремле в дни официальных праздников и аудиенций. Так или иначе, но можно с уверенностью сказать, что все эти события, совершавшиеся независимо от воли и желаний Петра, стали "фоном начальных лет жизни будущего реформатора".