Для обычного автолюбителя выбор как правило невелик, это либо стандартные стальные штампы, либо легкосплавные диски, купленные по случаю или подаренные в качестве бонуса. Мало кто хочет отдавать большую сумму за кованые колеса. И только после первых проблем с ходовой частью из-за погнутых стальных дисков, приходит понимание, это явно не вариант, нужно ставить легкосплавные диски.
Но вот какие ставить: литые или кованые? Информации много, но из-за навязчивой рекламы приведенные факты не всегда соответствуют действительности. Поэтому постараюсь кратко разложить все.
Материалы
Самое ценное у легкосплавных дисках это технология термообработки и состав самого сплава. Состав самых дорогих, брендовых дисков на основе литья не знает никто, кроме производителей. Для просто высококачественных литых используют в основном сплав А-356 на основе алюминия и кремния. Кремния обычно в пределах 6,5-7,5%, хотя по металлургии, лучшим считается 10%(Выше прочность, точность литья и меньше усадка). Еще в состав входят магний, медь, марганец и титан. Их содержание для каждого не доходит даже до 0,5%.
Отлитый из А-356 это обычный легкосплавный диск, достаточно массивный, прочность матрицы чуть выше обычного алюминия. Но кроме А-356 есть так называемые самолетные сплавы на основе магния и титана, прочность которых на 60% выше А-356. Такие литые диски намного прочнее и долговечнее кованых, но и дороже в 2-3 раза. У нас в продаже скорее всего вы их не найдете.
Для кованных дисков используют сплавы типа Т-6061 или Т-5454. Они содержат больше меди, есть даже цинк и железо в приличных количествах. Они гораздо пластичнее литых дисков, а самое главное – воспринимают деформацию ковкой без образования скрытых трещин. Материалы для кованых дисков обычно не подделывают, как в случае литых дисков. Если использовать первый попавшийся сплав алюминия, то он не воспримет обработку под прессом и термообработку, то есть не станет прочнее. В результате такой кованый диск лопнет на первой же яме.
Технология производства и обработка
Самые дешевые литые диски просто заливают в стальные или даже халтурные гипсовые формы, и медленно охлаждают, давая растворенным газам выйти из отливки. Таким способом делают диски в России, странах СНГ и Китае.
Качество получаемой заготовки зависит от жадности производителя. Можно отлить высококачественные заготовки, но при этом получается большой перерасход исходного сплава. Часть отлитой болванки (до 30%), содержащую газовые поры, трещины и так далее, приходится отрезать и отправлять на дорогостоящую переработку. Но оставшаяся болванка получается очень неплохого качества. Нужно только правильно провести термообработку, а это требует дорогостоящего оборудования. Нужно не просто нагреть, а сделать это несколько раз, при разной температуре и скорости нагрева-остывания.
Самая современная технология (Япония и Европа) предполагает литье в вакуумированные нагретые металлические формы, часто даже с центрифугой. В результате остывания по специальной схеме диск получает ориентированную структуру. Очень прочную и одновременно умеренно пластичную. Такой диск по прочности, жесткости, циклической усталости, стойкости к ударным и знакопеременным нагрузкам гораздо лучше кованого, хотя и не легче его.
Обычное производство заготовок для кованых дисков сильно напоминает так называемую «жидкую» штамповку, с помощью которой делают сковородки и клапанные крышки моторов. Единственное отличие – это специальная термическая обработка, с помощью которой происходит термоупрочнение сплава и снятие внутренних напряжений в металле.
Кованый диск чуть прочнее литого, но это заслуга правильно подобранного состава и термообработки. Небольшой наклеп, появляющийся под воздействием штампа пресса только повышает твердость поверхности. Главная ценность заготовки в том, что она равнопрочная во всех направлениях. То есть нет условий для возникновения трещин. Кованый получается чуть тверже, легче литого, с гораздо большим ресурсом пробега до появления выкрашивания и образования трещин.
Практичность
Оба типа легкосплавных дисков боятся осевых и радиальных ударов. Очень сильный удар (попадание колесом в открытый колодец) хороший литой диск переживет легче кованого. Литье деформируется, может появиться трещина. В хорошей мастерской выправят и заварят аргоном. Можно будет какое-то время поездить, пока не купите новый. Правильно отремонтировать кованый – это проблема.
Но в целом обычные кованые нормального качества диски считают более практичными. Они легче, не так разбивают подвеску, относительно просто переносят снежную кашу с солью. На шиномонтаже к кованым дискам относятся более аккуратно и внимательно, есть шанс, что новые Континенталь, Гудьеар, Гиславет за 50 тыс. руб. поставят точно и правильно.
Что выбрать
Для нормальной машины нужны легкосплавные диски. Однозначно нужно выбирать проверенное качество. Если есть возможность купить брендовые настоящие литые диски, то лучше взять их. Лучше всего шведские или американские. Придется поискать, причем в проверенных местах с репутацией, на качественное литье спрос никогда не падал.
Классные настоящие кованые были бы лучшим вариантом, но они будут стоить вдвое-втрое дороже литых. А сколько пройдут на наших ямах-дорогах – неизвестно.
С уважением, Владимир Воробьёв