25 августа (6 сентября) 1826 года в Санкт-Петербурге на Фонтанке был открыт Египетский мост, который был построен по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В.А. Христиановича. Разбираемся, что почему его стали приводить в пример учителя физики, в чём особенность сфинксов на этом мосту и почему он так часто реставрировался.
Привет! Меня зовут Маргарита Леопольдовна, и я веду здесь пушистый КОТнал, посвящённый истории и культуре Санкт-Петербурга!
В начале XIX века, после похода Наполеона в Египет, Европа охватила мода на восточную тематику, которая отразилась в искусстве и архитектуре. Петербург не остался в стороне от этого влияния и перенял элементы египетского стиля.
Одним из ярких примеров этого стала постройка Египетского моста. Он был возведен в рекордные сроки, в 1825-1826 годах, по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича, которые ранее уже построили цепной Пантелеймоновский мост, соединяющий Летний сад и Безымянный остров через Фонтанку.
Египетский мост соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Новый мост был внушительных размеров: длина его пролета составляла 55 метров, а ширина - 11,7 метра. Для его постройки были возведены массивные устои, выходящие в реку и облицованные гранитом.
Чтобы подчеркнуть египетскую тематику, порталы, колонны и карниз моста украсили изображениями иероглифов, которые также были продублированы на ажурной решетке. Входы на мост украшали чугунные фигуры сфинксов, установленные на постаментах и увенчанные фонарями. Эти скульптуры были созданы по модели известного скульптора Павла Соколова, который также известен своими работами: грифонами на Банковском мосту и бронзовой статуей "Молочница с разбитым кувшином" в Екатерининском парке, воспетой А.С. Пушкиным в стихотворении "Царскосельская статуя".
Металлические конструкции и скульптуры для моста были изготовлены на заводе Карла Берда, который в то время был одним из лучших литейно-механических предприятий Санкт-Петербурга. Имя Берда, сейчас известное далеко не всем петербуржцам, в свое время было синонимом предприимчивости и успеха. В шутку, на вопрос "Как ваши дела?", петербуржцы отвечали: "Как у Берда, только труба пониже да дым пожиже". Эта, на первый взгляд, абсурдная фраза, отражала реальность: Берд был владельцем парового сообщения по Неве и ее рукавам, а также между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, и его успех на тот момент был легендарен.
В отличие от своих египетских прототипов, сфинксы, охраняющие въезд на мост, имеют женское лицо, что характерно для скульптур Древней Греции. Среди историков искусства и знатоков творчества скульптора Соколова распространено мнение, что лицо сфинкса – это портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, урожденной принцессы Баденской, супруги Александра I. Елизавета Алексеевна была известна своей красотой и умом. Она вдохновляла Пушкина на стихи, дружила с историком Карамзиным, а, возможно, и стала музой Бетховена, для которой он написал "К Элизе". Ее блистательная биография, обилие талантливых знакомых и описания ее красоты дают основание предположить, что именно она стала прообразом лица сфинкса на Египетском мосту.
В греческой мифологии сфинкс с женским ликом предстает как одно из самых жутких и загадочных существ. Он преграждал путь путникам в Фивах и предлагал им разгадать загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он". Тех, кто не мог дать правильный ответ, сфинкс убивал.
Правильный ответ - "человек". В младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости использует трость, как третью опору.
Египетский мост, несмотря на свою красоту, неоднократно нуждался в ремонте. Он ремонтировался в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах. А в 1905 г. мост и вовсе настигла трагедия: он рухнул под весом проезжавшего по нему эскадрона Конно-егерского полка. К счастью, инцидент обошелся без человеческих жертв, но вызвал множество предположений о причинах обрушения. Одна из версий говорила о том, что мост рухнул из-за ритмичной ходьбы эскадрона, вызвавшей резонанс в конструкции. Эта гипотеза нашла отражение в школьных учебниках по физике и привела к появлению команды "Идти не в ногу!", которую давали солдатам перед переходом через мост. Однако, эта теория не была подтверждена физическими расчетами и была опровергнута очевидцами.
Свидетели отмечали, что лошади не могли идти "копыто в копыто", поскольку даже самые выдрессированные лошади не умеют шагать по-солдатски. Они также указывали на то, что навстречу эскадрону двигались одиннадцать саней, и мост просто не выдержал нагрузки. Тем не менее, до сих на уроках физики, говоря о резонансе приводят в пример данную трагедию.
Впрочем, в построении гипотез не обошлось и без мистики. Так, в народе появился слух, что в одном из домов, смотрящих окнами на мост, живёт женщина по имени Мария. Будто бы в молодости её то ли обманул, то ли скомпрометировал лихой офицер, и она, вспомнив личную трагедию, воскликнула в сердцах, посмотрев в окно: «Что б вам, военным, провалиться!». И военные действительно провалились, упав на лед Фонтанки.
На месте рухнувшего моста инженеры не смогли сразу построить новое каменное сооружение. Вместо него был возведен временный деревянный мостик, который простоял почти 50 лет, и был заменен только в 1955 году на новый мост, построенный по проекту инженера Владимира Демченко и архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева.
Вопрос о строительстве постоянного моста на этом месте поднимался неоднократно, но серьезно им занялись только в 1913 году. Комиссия во главе с Леонтием Бенуа, Михаилом Боткиным и Иваном Кетовым рассмотрела несколько проектов, представленных Академией художеств, и одобрила проект Мариана Лялевича. К сожалению, Первая мировая война, революции и Гражданская война помешали реализации проекта. Мы так и не узнали, каким бы мог быть этот мост и какую художественную ценность он представлял бы для города.
Мост 1955 года, хотя и не обладал таким архитектурным размахом, как его предшественник, все же сохранил отголоски египетской темы. Отделка ограды с использованием цветов лотоса, стойки моста, украшенные лавровыми венками, ограждения, дополненные изящными розетками и консолями, а также фигуры сфинксов на въезде, - все это напоминает о первом Египетском мосте.
В 2004 году сфинксы с Египетского моста были сняты с постаментов для реставрации. Во время работ под слоем краски на головах сфинксов была обнаружена позолота, которую полностью восстановили. Скульптуры снова позолотили, гранитные постаменты расчистили, а их швы заделали свинцом. В 2022 году была проведена очередная реставрация скульптур сфинксов.
После реставрации сфинксы были возвращены на свои исторические места, где они и стоят по сей день, вглядываясь в Петербург то ли глазами Елизаветы Алексеевны, то ли суровым взором бдительных стражей, стерегущих мост.
Нравится вам Египетский мост? Каково ваше мнение о причинах трагедии в 1905 г.? Если было интересно, прошу подмяукать в комментах, и поставить лапку вверх!
С вами была Марго!
Мяу