Найти в Дзене

Щенок по имени "НЕЛЬЗЯ": о сомнительной эффективности и вреде запретов

Оглавление

Привет, собаковод! Ты, наверняка, слышал расхожую фразу о том, что маленькие щенки, которых воспитывают с помощью запретов, искренне полагают, что их зовут «Фу» и «Нельзя». Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Многие владельцы считают, что воспитать собаку – значит обложить ее запретами. Малыша «занельзякивают» настолько, что он либо дыхнуть боится и не может полноценно развиваться, либо перестает реагировать на запреты как на фоновый шум, который сопровождает его всюду. А еще запреты бывают источником появления серьезных проблем. Давай разбираться во всем по порядку.

Но сначала одна маааленькая просьба: авторизуйся, пожалуйста, перед прочтением текста и просмотром видео. Достаточно нажать на кружочек в правом верхнем углу страницы и авторизоваться через ВК или почту (всего два клика). Заранее спасибо! Итак, продолжаем...

Делегируй ответственность, иначе замаешься

Помнишь про разницу между воспитанием и дрессировкой? (если нет, читай тут). Если коротко: воспитание – это формирование поведения по умолчанию. То есть мы учим собаку такому поведению, которое не нужно контролировать командами (в том числе запрещающими). Собака демонстрирует его самостоятельно: не тянет поводок, не подбирает еду, не лает на людей и собак, не ставит лапы на человека и т.д. БЕЗ наших запретов. И в этих случаях нужно не запрещать нежелательное поведение, а сделать его невозможным, не дать ему проявиться, а параллельно научить желательному.

Запреты не только ничего не объясняют и не учат собаку верному поведению (если ты запретил собаке что-то, она не может придумать сама, что делать вместо этого), как, собственно и наказания, но еще и мешают. Подводя нежелательное действие под запрет, ты автоматически соглашаешься с тем, что без запрета это поведение случаться может. Запретил ты съесть вон ту колбасью попку, а вот эту не запретил, значит ее есть можно. Подумай об этом на досуге.

-2

Борись с причиной, а не следствием

Есть инструктора, которые любую проблему предлагают решать при помощи запретов. Не нравится тебе поведение собаки – запрещай. Если бы все было так просто…

Представь, собака лает, потому что она возбуждена или ей страшно. Ты запрещаешь ей лаять. А лай, на минуточку, – это выражение состояния (то есть следствие). Неужели после твоего запрета собака стала меньше бояться или смогла успокоиться? Вряд ли. Напротив, ты добавил негатива – стало еще страшнее. И возбуждение возросло на гормональном уровне из-за стресса. Чего ты добился запретом? Поведение не изменить в лучшую сторону без изменения состояния. А вот в худшую – легко.

Или, допустим, собака проявляет агрессию к сородичам, а ты ее хорошенечко встряхнул, потому как перебить эту агрессию можно лишь превосходящей ее агрессией и физическим воздействием. Этого хватило собаке, чтобы остановиться здесь и сейчас. Тебе показалось, что результат достигнут – ведь эффект на лицо. Но состояние-то собаки не изменилось. И другому поведению она не научилась, а потому в следующий раз все повторится снова. Собака как хотела убить вон того Барбоса, так и продолжает этого хотеть. И внутренний перегрев непременно вылезет не в эту, так в другую проблему. Что делать? Не запрещать, а формировать иной опыт, работать над состоянием, объяснять, как вести себя, не давать нежелательному поведению случаться и т.д. - то есть понять причину поведения и проработать именно ее. Конечно, никто не говорит, что нельзя разово осадить зарвавшегося драчуна, который кайфует от участия в конфликтах. Но это, скорее, временная, вспомогательная мера, которая проблемы не решит.

-3

Еще один пример: маленький щенок кусает руки. До 4-5 месяцев это естественное поведение. Малыш находится в возрасте щенячьих игр и так общается с тобой, потому что по-другому не умеет. Это не агрессия. Если мы начнем запрещать естественное поведение, альтернативы которому нет, мы вырастим истеричку. Нужно понимать причины этого поведения, его природу, потребности собаки, тогда нам станет ясно, что нужно действовать не через запрет. С кусанием рук достаточно не подкреплять этот интерес, не провоцировать, не дразнить и не возбуждать щенка, которому интересно гоняться за руками. Сделай так, чтобы было не интересно: укусил – рука замерла. И переключай после этого внимание малыша на игрушку. А когда начнешь работать с ним кусочком, он станет иначе относиться к рукам. А потом и вовсе переживет этот этап.

Запрет может породить агрессора

Если маленький щенок с улыбкой до ушей на всех парах (волосы назад) бежит общаться с людьми или собаками, а ты начинаешь рычать на него «Нет! Нельзя!», а потом еще и дергать поводком, что понимает щенок? Он не связывает твой негатив со своим действием. Он постепенно связывает его с появлением человека или собаки. И формируется следующая ассоциация: появился человек – хозяин становится злым. Появилась собака – хозяин начинает рычать и дергать. Вывод, который делает изначально адекватный щенок: «Прогоняй человека/собаку, если не хочешь, чтобы твой человек злился». И добродушный малыш начинает лаять и проявлять агрессию на все, к чему еще неделю назад тянулся всей душой.

-4

И что, совсем не запрещать?

Если честно, я очень редко пользуюсь запрещающими командами. В каких ситуациях я это делаю? В ситуациях, когда хочу временно остановить действие собаки, которое в принципе не запрещено, просто сейчас я не хочу, чтобы она его совершала. Например, вот сейчас нельзя подходить к конкретному человеку или собаке. Вообще можно, а сейчас нельзя. Вот сейчас мне не хочется, чтобы ты трогала меня лапой. Только сейчас нельзя залезать на диван. И т.д.

В этом смысле очень адекватно устроен стандарт нормативов ОКД и УГС, где проверяется способность собаки отказаться от намерений и знание запрещающей команды (на примере отношения к корму).

Иногда это умение используется в качестве вспомогательного для формирования поведения по умолчанию. Например, при работе с неподбором на первом этапе может использоваться освоенная ранее (это важно) запрещающая команда. Она помогает собаке быстрее предъявить нужное поведение, а потому убирается из работы.

Иногда я использую запрет, когда поведение по умолчанию дало сбой и требует ремонта. Собака знает, что ставить на нас лапы нельзя, но вдруг забылась и совершила ошибку. В этом случае мы можем разово, ситуативно применить эту команду, чтобы напомнить собаке о нарушенном правиле.

Как научить?

Собака не понимает смысла слов. Она догадывается по интонациям о твоем недовольстве, но не в курсе, что нужно делать. Поэтому сначала любой запрет ей нужно объяснить.

Проще всего это сделать на кусочке. Если кусочек идет в клювик собаке, она его кушает. А на одном из кусочков мы рандомно подаем запрещающую команду. Если после нее собака продолжает тянуться к еде, команда повторяется, а кусочек прячется в кулачке. И так до те пор, пока собака сама не начнет отказываться от запрещенного куска после команды и прекращать начатое действие.

Затем это знание генерализуется и распространяется на другие действия. Но для надежности, конечно, лучше прокачать его в разных ситуациях.

А еще помни: работать запрет будет только в том случае, если после запрещающей команды ты тут же прекращаешь нежелательное действие собаки или не даешь ему случиться (опускаешь поставившего на тебя лапы зверя на землю; наступаешь на поводок и не даешь запрыгнуть на кровать и т.д.). Просто кричать «Нет! Нет!», размахивая руками, смысла нет.

Резюме:

Пойми правильно: никто не против запрещающих команд. Никто не говорит, что собака должна жить во вседозволенности, и запрещать ей ничего нельзя, ибо она такое нежное существо. Речь в тексте не об этом. Важно, чтобы ты понимал:

  • запреты - не панацея, ими нельзя вылечить все поведенческие проблемы, а некоторые и вовсе можно усугубить
  • запреты не учат верному поведению. Запретив неверное действие, ты не получишь верное
  • запреты могут сформировать нежелательные ассоциации
  • запрещающей команде нужно учить, ее понимание генетически не передается
  • запрещающую команду собака знать должна, но ее применение должно быть уместным и осознанным.

Расскажи, собаковод, а ты когда и как пользуешься запрещающими командами?..

Кстати, о командах! Если ты хочешь быстро и качественно обучить свою собаку любой команде, ты должен знать вот об этом!

Понравилась статья? Подпишись и поделись с друзьями! Дальше будет еще интереснее! А если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши, и я расскажу все, что тебе будет нужно!

Автор: инструктор-дрессировщик, кинолог, руководитель дог-центра "Барбосыч", директор Кинологического центра социальной помощи "Друг", член Федерации спортивно-прикладного собаководства Кемеровской области Ирина Соловьева