Найти тему
Август

Авиаузел

Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia
Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia

Дефицит аэродромной инфраструктуры проявился давно, наиболее выражен он в Иркутске. Еще до санкционных историй город притягивал множество людей со всего мира, наряду с Москвой, Петербургом, (въездным туризм, в противовес выездному, в Турцию и т п) и уже тогда все обращали внимание на неадкватность аэровокзала и всеё сопутствующей инфраструктуре потенциалу и значению города. Обращало на это внимание и государство, было принято решение о строительстве нового аэропорта, но на низовом уровне чиновники занимались совсем другими вещами, строили циклопических размеров стадионы в регионах, котороые затем стали в буквальном смысле одноразовыми, те есть однократно собрали 50 тысяч человек, затем всё оставшееся время остаются пустыми. В то же время новый аэровокзал позволил бы ежедневно создавать дополнительный пассажиропоток в 50 тысяч человек, но как бы это никого не интерисует, ошибки не просто не исправляются, оне даже не фиксируются. Такой тип государства у тех кто приезжает с запада называется "Faile State".

© РИА Новости / Александр Вильф, поражение 1/4 финала
© РИА Новости / Александр Вильф, поражение 1/4 финала

В новое время проблемы с инфраструктурой никуда не ушла, как и методы госуправления, примерно те же люди принимают еще более неоптимальные решения. Западные страны отгородились глухой стеной санкций, в тех городах, к которым было прикованно внимание раньше, теперь избыток инфраструктуры, Московские аэропорты простаивают уже 4 года, они стали своего рода задним двором, восточная же часть страны фасадом, где наиболее востребованный аэропорт на сегодня в Иркутске, однако это не повлекло измений в полтике, сейчас единственное что строится в Иркутске, это новый терминал, который скорее соответствует гроду в 60 тысяч человек.

модульная конструкция для ПГТ
модульная конструкция для ПГТ

Размещение терминала может варьироваться, но суть в том что это всё скорее создаст новые проблемы. Иркутск де факто сейчас стал пересадочным узлом, но международный терминал, как видно по общей схеме даже не связан с остальными, нет телескопических трапов, нет подъездов общественного транспорта, путешственникам предлагается пользоваться пешеходными переходами на дорогах с большой нагрузкой. Тут выходом из положения мог бы быть курортный сбор, чтоб отсечь избыточный трафик по принципу имущественного ценза, и заодно дать продвижение Иркутска за рубежом, что позволило бы собрать необходимые средства для организации вывоза транспортом от аэродрома, но чиновники отгородились от мнения общества и специалистов, и вообще ничего не делают, что выставляет государство в неприглядном свете в глазах иностранцев, те же американцы никуа не делись, им проще добраться с восточны стороны, с пересадкой в Пекине, но как и всех гостей остановит их не санкционные ограниченияя, а недоразвитость инфраструктуры.

Результат ЧГП
Результат ЧГП

Итогом такой деятельности явлется снижение туристической и деловой активности, отток капитала, но это еще полбеды, у авиации есть другая сторона, транспортная. Общий расклад по грузопереовзкам представлен ниже, если в 80-х годах РСФСР/CCCР отставали от США в 2-3 раза, при этом занимая второе место в мире, то на сегоднешний день вторым номером выступет Китай, занимая место России в мировой экономике, РФ же уступает большому количеству стран, в том числе таким городам-государствам как Гонконк. Всё это следствие той же политики неадкватного пространственного развития, к примеру, деньги вкладываются в грузовые терминала казанского аэропорта, в то время как соседний московский авиаузел пустует, а в 10-100 раз более значимые для перевалки грузов сибирские аэродромы не финансируются.

млрд тон-км WorldBank
млрд тон-км WorldBank

Транспортная авиация работает поверх обычной, так что показатели перевозок 30 лет болтаются на одном уровне вслед за пассажирскими, в 91 году в России было перевезено около 130 млн пассажиров, около 3 млрд тон-км грузов, в 2021 6 млн тонкм и 97 млн пассажиров. Мировой уровень грузоперевозок авиацией за это время вырос в 4 раза, США соответственно в этом тренде, в Китае рост выше общего, в России ниже.

Перевезенно Ж/Д транспортов тонн-км WorldBank
Перевезенно Ж/Д транспортов тонн-км WorldBank

Несколько лучше дела обстоят с грузоперевозками, особенно если не сравнивать с советким показателем в 3,9 трлн тонн*км. В 2016 году показатели 3-х стран сравнялись, после чего США были оставлены позади. На сегодняшний день общий объем грузоперевозок в России снижается, но есть рост на восточном полигоне, который как и авиаперевозками упирается в инфраструктурные ограничения. Всему виной принятые чиновниками решения по сокращению финансирования восточного полигона, причем это было сделано уже под руководством Мишустина, под ложными предлогами были противопоставлены БАМ и Транссиб, и в итоге модернизация обоих дорог была сдвинута максимально вправо, что за 4 года уже негативно сказывается на доходах бюджета и состоянии всех секторов экономики.

-7

Основной замедляющий участок Транссиба это Иркутск-Слюдянка, тут чтобы преодолеть горный перевал составы приходится разъединять, цеплять подталкивающие вагоны, и это при максимальной нагрузке. В итоге пропусная способность всей железной дороги снижается потому что там не построен тоннель, при преодолении гор механика вагонов и локомотивов также перемалывается, в итоге их приходится чаще чинить, что выводит из оборота подвижной состав, при всём при этом Транссиб это самый короткий и выгодный путь сообщения с Китаем и Дальним Востоком. По планам Правительства работ по улучшению учатска не предполагается, Иркутск-Слюдянка будет ограничивать движение, и увеличивать стоимость перевозок не определенно долго. Деньги в то же время выделили на БАМ, который достигнет уровня Транссиба в лучшем случае лет через 10, ну а в плне сообщения с Китаем никогда. На самом деле конечно при смене Правительства и прочих персонажей, на тех кто будет делать разворот на Восток все эти планы пересмотрят.

как в принципе  должен выглядеть новый аэропорт
как в принципе должен выглядеть новый аэропорт

Схема новго аэропорта в максимальной комплектации, на случай положительного решения по кадровому обновлению. Для транссиба железнодорожные составы разъединяют, сортируют в одном из районов города Иркутска, кроме того здесь сходятся федеральные трассы Сибирь, Байкал, и нужны новые дороги. В принципе логистический центр там уже сформирован, торговыми сетями, промпредприятиями, и там самое место новому аэропорту, который давно решили постоить, что повлечет создание новых автодорог, мостов, разделение железной дороги на пассажирскую и грузовую. Чтоб новые железные дороги построить, нужно выравнять холмистую местность, и заодно излишки грунта перкинуть на площадку нового аэродрома, что показано стрелкой. Для начала хватит и просто полосы, чтоб работать чисто как грузовой аэропорт, к примеру в Северную Корею Ил-76 запускать, рис, хлопок возить, или что там у них.