Представьте себе, что российские миллиардеры, вместо вывода капитала за рубеж, начали бы финансировать отечественные космические программы. Кажется невероятным? Для США же это вполне привычная ситуация: два самых богатых человека этой страны посвящают своё время и ресурсы освоению космоса.
О достижениях SpaceX знают многие, но есть ещё одна компания, менее заметная в медийном пространстве, которая также демонстрирует выдающиеся результаты -Blue Origin, принадлежащая Джеффу Безосу.
Blue Origin уже 24 года - её основал Безос ещё в 2000 году. Первым крупным успехом стал полет многоразовой суборбитальной капсулы для космических туристов New Shepard, оснащенной жидкостным водородным двигателем BE-3. Впоследствии компания разработала метановый двигатель BE-4, на освоение которого ушло гораздо больше времени, чем предполагалось.
Но главной вехой для Blue Origin является предстоящий запуск многоразовой сверхтяжёлой ракеты New Glenn, который запланирован на ноябрь этого года.
"Стоит заметить, что амбиции Безоса ничуть не меньше, чем у Маска, однако первому, что называется, не хватает 'нюха' на прорывные технологии и умения управлять по-настоящему большой командой технарей.
Из-за этого Blue Origin раз за разом пролетает мимо крупных контрактов с NASA и участия в лунной программе. Более того, у компании репутация места, где плохо относятся к сотрудникам и часто не успевают укладываться в установленные сроки."
Мы в Telegram
Главным проектом Blue Origin сегодня является сверхтяжелый носитель New Glenn, который должен был отправиться на орбиту еще в 2020-м, но по ряду причин этого до сих пор не произошло.
Согласно плану, это изделие сможет выводить на низкую орбиту до 45 тонн полезной нагрузки и будет полностью многоразовым, при стоимости пуска в $68 млн.
На первой ступени компания установит семь метановых двигателей BE-4, а на второй -водородный BE-3. Уже можно отметить, что это решение вызывает определенные споры. С одной стороны, водородный двигатель позволяет выводить больше нагрузки на геостационарную орбиту, а также на орбиты Луны и Марса. С другой стороны, он требует создания специализированной наземной заправочной инфраструктуры для водорода, что увеличивает стоимость каждого запуска.
Ещё один интересный парадокс заключается в том, что при успешном запуске Blue Origin станет первой компанией, которая выведет на орбиту сверхтяжёлый носитель, минуя легкий, средний и тяжелый классы. До этого подобное не удавалось никому
Первая миссия ракеты ESCAPADE с двумя марсианскими спутниками должна была пройти в октябре этого года, но в NASA провели аудит и решили, что полет может пройти не по плану и перенесла запуск на весну 2025 года.
Поэтому первым полетом должен стать тестовый запуск платформы Blue Ring от Blue Origin. Платформа разрабатывается для геостационарных аппаратов весом в несколько тонн, пригодных также для изучения Луны и других небесных объектов дальних рубежей Солнечной системы.
Потому порадуемся за миллиардеров здорового человека, может быть, однажды такие появятся и в России. Но это не точно.