Читать полную статью: Эмоции человека: что это, зачем нужны, о чём сигнализируют, к чему подталкивают и как проявляются
, https://www.b17.ru/article/human-emotions/
Сейчас будет выделенный курсивом зевотный абзац, но постарайтесь осилить его. После этого сразу станет ясно, почему мало кто реально разбирается в теме эмоций.
Согласно Википедии, эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции;
- процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
- наблюдаемыми выразительными комплексами, в том числе изменениями на лице, жестами, характером голоса и т. п.
Как профессиональный психолог я скажу, что в целом это верное описание, но есть один нюанс: такое описание понятия "эмоция" не очень понятно.
Дело в том, что наука об эмоциях (affective science), как и вся психология в целом, подобно любым другим молодым областям знания, сталкивается с "проблемой языка": одно и то же слово часто наделяют разными значениями, одно значение описывают разными словами. Спустя некоторое время, когда область знания перестаёт активно развиваться, терминология фиксируется, как это произошло в классических разделах математики и физики. В тех областях знания, где происходит бурный рост и развитие, устоявшихся терминов нет и приходится тратить много слов, чтобы понять и быть понятым. Это нормально.
Одним из признаков того, что психология - очень молодая область знания, служит то, что уроков психологии нет в обязательной школьной программе по всему миру, поэтому и возникают разночтения по поводу того, что такое эмоция. А вот уроки математики и языка в обязательной школьной программе по всему миру есть. Порой в школьной программе есть даже несколько разделов математики: алгебра, геометрия, тригонометрия (служащая идейным мостиком между школьными курсами алгебры и геометрии). В школе изучается несколько языков: родной язык, иностранный язык, а зачастую и искусственные языки для общения с компьютером (языки программирования). Поэтому нет разночтений по поводу того, что такое треугольник и уравнение (спасибо урокам математики), и также всем ясно, что такое буква, слово, предложение (спасибо урокам языка). А вот психология и язык эмоций в школе не изучаются, устоявшейся терминологии и прочного опыта её применения у людей нет.
В силу сказанного выше тексты об эмоциях не допускают однозначного прочтения. Моя статья не будет исключением, но я надеюсь, что она будет полезна. Для первого знакомства с темой эмоций она подходит.
Сказанное выше описывает, однако, только половину трудностей. Есть проблема посерьёзнее: при попытке говорить об эмоциях может быть не только непонятно, но ещё и неприятно. А делать неприятное тяжело, сталкиваться с неприятным не хочется. Говоря об эмоциях, мы частично переживаем их вновь. И если обсуждаемые эмоции доставляют дискомфорт, то при обсуждении эмоций этот дискомфорт возникнет снова. Говорить о клубнике и есть клубнику - не одно и то же, но только представьте, каково вам было, когда вы брали в руки эти спелые красные ягодки, налитые соком, такие ароматные, свежие - только что с грядки, при надкусывании кисло-сладкий клубничный сок растекается по языку... Почувствовали вкус и запах клубники хотя бы чуть-чуть? Вероятно, да. Ассоциации срабатывают и мы погружаемся в фантазии примерно так же, как в реально происходящее. Вот поэтому говорить о страхе в некоторой степени страшно, о стыде в некоторой степени стыдно, об ужасе в некоторой степени ужасно, о тревоге в некоторой степени тревожно, при обсуждении уязвимости мы чувствуем себя в некоторой степени уязвимо и так далее. Даже о приятных эмоциях может быть говорить сложно. Например, потому, что, не владея языком для описания эмоций, мы порой думаем, что выражаемся косноязычно и некрасиво (а поступать некрасиво нам стыдно), плюс делаем для себя новое (а делать новое нам страшно, чувствуем себя уязвимыми перед лицом неизвестности). Весь этот клубок причин и следствий приводит к тому, что тема эмоций оказывается скрыта завесой молчания. Хорошая новость в том, что завесу эту можно снять, если получить актуальные психологические знания и навыки. Например, из этой статьи.
Итак: что такое эмоции - в начале-середине XXI века не до конца ясно всем и каждому. А что же всё-таки ясно и бесспорно по теме эмоций? Приведём список.
- Эмоции определённо есть как феномен.
- Эмоции - это некоторая часть психической жизни человека, отличная от мыслей. Мысли проявляются идеями, словами и предложениями. Эмоции проявляются влечениями, ощущениями и чувствами. Эти ощущения и чувства имеют чётко выраженный психический компонент, типичный для каждой эмоции. Иногда также присутствует и заметный телесный компонент, доступный к распознаванию через стандартные органы чувств, например, тяжесть или лёгкость в частях тела, тепло, холод, боль, щекотка, "мурашки", поднятие волос как от холода, анестезия (онемение, бесчувственность), слёзы, пот, дрожь и другие.
- Эмоции имеют отношение к сознанию, мышлению, поведению, желаниям, мотивации, вниманию, телесным проявлениям человека - в том числе к положению глаз, мимике, жестам, позам, реакциям на раздражители, работе внутренних органов, темпу и тембру речи.
- Эмоции переживаются человеком внутри него самого, но другие люди довольно часто способны распознать эмоции того, кто их испытывает. При этом распознавании часто случаются ошибки, но в целом механизм распознавания эмоций друг друга у людей есть. Зачастую для срабатывания этого механизма не нужно произнесение слов. Тем не менее, если есть возможность поговорить с человеком, то понять его эмоции проще, чем молча.
- Эмоции, определённо, существенным образом влияют на людей.
- Кроме того, эмоции, определённо, порождаются мозгом.
- Говорить об эмоциях иногда сложно по двум причинам: это бывает непонятно и неприятно.
- Непонятно потому, что нет базового массового психологического образования в школах, нет устоявшейся общепринятой терминологии, нет обучения её использованию.
- Неприятно потому, что при обсуждении эмоций мы частично переживаем их вновь, и если эмоции были неприятные, то переживать их вновь неприятно, и это добавляет нам трудностей при обсуждении эмоций.
- Эмоции, как и мысли, относятся к личной, приватной, интимной части жизни человека. Человек вправе показывать свои эмоции и вправе скрывать их - как и мысли, убеждения, ценности. Тем не менее, скрыть эмоции не всегда получается даже при попытке сделать это. Знакомство с эмоциями другого человека позволяет сблизиться с ним, перейти на более близкую психологическую дистанцию, что бывает очень важно для формирования больших и малых социальных групп (граждане одной страны, болельщики одной команды, сотрудники одной фирмы, друзья, соседи, члены одной семьи).
- Эмоциональные дефициты (когда не хватает какой-то эмоции), эмоциональная наполненность (когда какой-то эмоции достаточно), эмоциональная переполненность (когда какая-то эмоция наличествует в избыточном количестве), и вообще весь эмоциональный компонент жизни весьма существенно влияет на общее качество жизни человека.
- Переполненность эмоциями может "выходить за рамки" и мешать какому-то поведению. Например, небольшая тревога перед экзаменом помогает активнее готовиться к нему и искать подходящие учебные материалы. А чрезмерная - мешает подготовке из-за потока мыслей "а что, если...", потому что этот поток вытесняет мысли о самой учёбе и смысле изучаемого. Небольшой страх высоты помогает держаться подальше от обрыва и быть аккуратным на краю, но большой страх высоты - это акрофобия и она мешает в принципе заходить в высотные здания или пройти по мосту. Порой эмоциональную переполненность приходится убирать с помощью психолога или даже психиатра, но порой она проходит сама.
Для начала этого достаточно.
Если понравилась статья - подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/remizov_changes чтобы узнать ещё много нового и интересного!
А ещё я профессионально, с гарантией помогаю людям повышать уровень жизненной энергии. Обращайтесь, если актуально.