Вступают в силу новые правила и требования, направленные на повышение безопасности на дорогах, а также регулирование других аспектов автомобильной сферы.
Хитрости расположения камер фотофиксации
С 1 сентября вступают в силу новые правила установки камер, фиксирующих нарушения ПДД. Власти ужесточили требования к их размещению и работе на дорогах. В частности, в населенных пунктах знаки "Фотовидеофиксация" (6.22) будут устанавливаться не менее чем за 100 метров до зоны контроля камерой. На загородных трассах это расстояние составит 150-300 метров. При этом водителей не будут штрафовать за несоблюдение требований меняющихся знаков на электронных дорожных табло.
По новым правилам также запрещается устанавливать фотокомплексы слишком близко друг к другу, чтобы водители не получали штрафы за одно нарушение с нескольких камер. В населенных пунктах стационарные и мобильные камеры фиксации скорости должны размещаться на расстоянии не менее 1 км друг от друга, а на загородных трассах - не ближе 5 км.
Кроме того, мобильные комплексы фиксации нарушений ПДД теперь должны находиться непосредственно на проезжей части, а не на обочинах. Это означает, что использование замаскированных "фотоловушек" на обочинах становится невозможным.
Однако есть и исключения из новых правил. Камеры могут размещаться на любом расстоянии друг от друга, если они не предназначены для фиксации скоростного режима, а используются для выявления нарушений разметки, выезда на встречную полосу или выделенную для общественного транспорта. Также плотное расположение камер допускается на крупных транспортных развязках, перекрестках и аварийно-опасных участках дорог.
Нюансы фотофиксации нарушений
Установка мобильных комплексов фотофиксации теперь проходит трехэтапный согласовательный процесс: сначала рассматривается региональными транспортными властями, затем собственниками дорог, и, наконец, Госавтоинспекцией. Это повышает прозрачность данной системы. Кроме того, в ГАИ создаются специальные комиссии, которые проверяют и утверждают места размещения комплексов фотофиксации.
Руководство компании, управляющей системой фотовидеофиксации, считает, что такое тесное взаимодействие поможет минимизировать ошибки при размещении технических средств контроля соблюдения ПДД.
В то же время заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов не исключает, что водители могут по-прежнему получать штрафы за одно и то же нарушение ПДД.
«Безусловно, новые правила — это положительный шаг, но остается открытым вопрос, как быстро будут устранены старые камеры, не соответствующие требованиям, и когда начнется их перестановка».
Новый состав автомобильной аптечки
С 1 сентября в состав автомобильной аптечки, согласно приказу Минздрава, должны входить: блокнот, карандаш или маркер черного или синего цвета, а также инструкция по оказанию первой помощи. Кроме того, обязательны медицинские перчатки и маски, включая маску для СЛР, а также спасательное одеяло многоразового использования размером не менее 160 см на 210 см и два вида ножниц: хирургические и для перевязочного материала.
Аптечки, укомплектованные до вступления в силу новых требований, можно использовать до истечения срока годности, но не позднее 1 сентября 2027 года. Также в настоящее время не предусмотрено штрафа за отсутствие аптечки в автомобиле.
Штрафы на платных дорогах
С 1 сентября вырастут штрафы за неоплату проезда по платным участкам дорог. Для физлиц-владельцев легковых автомобилей он составит 3 тыс. руб., для юрлиц - 10 тыс. руб. Для частных владельцев грузовиков штраф - 5 тыс. руб., для юрлиц - 15 тыс. руб.
Ужесточение санкций, по мнению Антона Шапарина, не снизит количество нарушителей, поскольку высокие тарифы остаются "неподъемными" для многих автовладельцев и не позволяют им регулярно пользоваться платными участками дорог.
По мнению эксперта, автомобилистам проще скрывать номерные знаки и ездить на свой страх и риск, чем оплачивать дорогостоящий проезд по платным дорогам. Снижение тарифов, считает он, сделает водителей более готовыми платить за использование таких участков.
Новая страховка и подорожание такси
С 1 сентября пассажирских таксомоторных перевозчиков обяжут оформить полисы обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГОП). Им нужно приобрести такую страховку в течение 60 дней после вступления изменений и до 31 октября 2024 года. Полис ОСГОП требуется на каждое используемое в качестве такси транспортное средство.
В случае аварии пассажиры могут рассчитывать на страховые выплаты: до 2 млн руб. за вред здоровью и до 23 тыс. руб. на человека за имущественный ущерб. Должностным лицам грозит штраф от 40 до 50 тыс. руб., а юридическим — от 500 тыс. до 1 млн руб. за отсутствие полиса. Перевозка пассажиров без договора страхования запрещена. Сведения о действующем полисе ОСГОП должны быть внесены в региональный реестр перевозчиков легковых такси.
Не все депутаты поддержали принятые Госдумой поправки. Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов считает, что на отдельные нормы такси следует ввести мораторий. Он полагает, что дополнительные расходы перевозчиков неизбежно приведут к росту цен на услуги пассажирских перевозок.
По мнению Миронова, многие таксисты уйдут с рынка либо «в тень», что сведет на нет основную цель закона — обеспечение безопасности и легализацию такси. Это, в свою очередь, обернется для граждан очередным подорожанием. Парламентарий уверен, что нужно ввести мораторий на некоторые положения закона о такси и разработать отдельные, рабочие нормы для самозанятых водителей.